Неделя русской фантастики. Писательница Макс Фрай

Автор: Рашид Полухин Дата публикации: 05/08/2003
Категория: Отчеты

    С шестого класса друзья зовут её Мартой. Из Одессы, а потому не театрал. Работала как-то год учителем русского языка и литературы в глухой сибирской деревне. Говорит: как дети! Талантливые, но запущенные. Приехала, были запущенными, и уезжала, запущенными остались. Зато, какие талантливые! Вот такой стиль у неё, писательницы Макса Фрая. А что поделаешь, Одесса.

Встреча известной фантастки (ох, как не любит она этого слова) состоялась. 2 июня 2003 года в Доме Книги на Новом Арбате. Этаж второй (описываю потому, что хоть и народу присутствовало порядочно и охрана, и фотографы и журналистов пара, встреча проходила в приятной домашней атмосфере).

Макс Фрай утверждает с завидным упорством, что ей 95 лет и всё, что её нравилось, именно нравилось, в прошедшем времени. Возраст преувеличивает, думаю на полтинничек годков. Похожа больше всего она на гнома, но не просто гнома, а дварфа. То есть гнома боевого. Умная, энергичная, никогда не теряющаяся и не лезущая за словом в карман. Отвечающая с лёту и, не уклоняясь, на любой вопрос. Да еще параллельно при этом подписывая книгу одному из многочисленных поклонников.
А что за народ собрался? В основном - девочки, чем-то похожие на толкиенутых, но повеселее, с фанатством не рабским, а весёлым. Юноши субтильные, в несколько меньшей пропорции. Несколько графоманов, пытающихся прорваться по случаю, переходящих с застенчивости на бестактность. За автографами стояла очередь все из тех же фанов и стяжателей. Более солидные люди подходили к вопросу будто бы меркантильно, типа на цену смотрели, но в очереди всё равно стояли.

Спорили, женская литература у Макс Фрай или мужская? Некоторые очень удивлялись, что Макс Фрай - женщина, другие говорили, что были уверены в этом всегда. Сама писательница по этому поводу заметила, что люди каждый между собой различаются гораздо больше, чем мужчины и женщины. Сюжеты она берёт в хозяйственном магазине, между полкой со стиральными порошками и вениками.
Хоть особого внимания писательница на толкучку вокруг неё не обращала, а просто болтала с бойкими поклонниками. Кем только Макс Фрай не работала, в интернет-изданиях, художником, а вот сейчас простой советский безработный, пишущий книги. И вылавливающая из сети тех молодых авторов, которых считает гениальными (только не дай бог не назовите их писателями фэнтези). Иллюстрации для своих книг тоже рисует она сама, но не сейчас, а в прошедшем времени, рисовала.

Бурные споры разгорелись между поклонницами Фрая и ней самой по поводу характера главного героя. Каждый видел его по-своему. Но к выводу пришли почему-то общему - любовь к мужчине - вовсе не главное, что должно занимать женщину. С миром фантастов она особых отношений не поддерживает, не любит ни фантастики, ни фэнтези. На клубы любителей фантастики не ходит - делать там нечего. А то, что там и о фэнтези говорят, - так она фэнтези ещё больше фантастики не любит.
С периодическими изданиями по фантастике не сотрудничает. Имена Тюрина, Дивова, Камши ей не о чём не говорят. Вообще современных фантастов не читает. Произвёл на неё впечатление Гибсон, но ведь Гибсон - уже классика. У Перумова давно прочла одну книгу по Толкиену, и та очень ей не понравилась. Считает, профессор бы не одобрил. К множеству сетевых проектов, посвященных Фраю, сама писательница никакого отношения не имеет и в сети бывать не любит. Ей больше нравится водить свою машину. На вопрос, не попадала ли она на своём автомобиле в аварию ответила отрицательно. «Так ведь сюжет появился бы»? «Да зачем? Об этом уже писал Дюрренмант». Путина в свой мир поместить тоже бы не хотела - тот большой, а её миры маленькие. Не любит она реальность, и отказалась идти работать (поднимать культуру) в мэрию к Лужкову.

Что читает? Только не делите литературу на стили, Макс Фрай деления литературы на стили не переваривает. В последнее время она не может читать Кафку, Джойса, Борхеса вообще всего того, что называется потоковым стилем (только про стили тсс!). Признаёт такую литературу, но болит от неё голова. Получается и Маркеса не читает? Нет, Маркес как раз нрави(лся). Маркес - вполне сюжетная литература. Закончили встречу на оптимистической ноте. Нравился ли когда-нибудь Максу Фраю Толстой? Нет, никогда, а вот Достоевский - всю жизнь. Поклонники одобрили.




Работы по теме:
  страницы: 1