Отходная паукам. Рецензия на роман О. Никитина «Шмель в паутине».
Отходная паукам. Рецензия на роман О. Никитина «Шмель в паутине».
Автор: Александр Винс, Aquila (notabene@yandex.ru)
Дата публикации: 03/07/2004
Категория: Рецензии Версия для печати
Алескандр Винс
Как обычно, в издательской аннотации на обложке спутали «космическую оперу» с планетарной. Ну да ладно — всякий продвинутый читатель давным-давно составил отношение к этим забавным текстам на обложке. Заглянем лучше под неё.
Действие романа протекает на планете под названием Эккарт, причем особо прикалывает авторская фишка — Эккарт идеологически приравнен к обычному государству в составе человеческой цивилизации. Хорошо хоть, не к автономному округу — а то с них там, в будущем, станется! Приведен даже курс «кроны Эккарта» к эфиопскому быру. Вполне сходный, скажу я вам! Но не в этом суть. Начинается действие по-боевому — механик Рауль, спец по флаерам, решается наконец переехать в столицу из своего северного захолустья. И звонит для начала по телефону, обнаруженному на визитке одного столичного гостя. Кстати, занимается он при этом ни много ни мало, тем что втыкает мини-бомбы в двигатели ремонтируемых им машин! Да еще по заказу неких боссов из своей же компании! Ну, вы понимаете, кому от быстрого разрушения движков прямая выгода? В общем, подхалтуривал парень, а кто без греха? Так вот, позвонил Рауль и спокойно ждет, что дальше будет. А дальше начинается странное: приканчивают его бывшую девчонку, причем так, что всем ясно — пытались убить его самого. Встав на уши, бравый Рауль опять звонит новому работодателю. Тот вытаскивает парня из-под прицела (здесь идет смачная погоня на флаерах со стрельбой тепловыми ракетами), перевозит в еще одну дыру и бросает. Думаете, читателя ждёт мирная картина покуривающего Рауля на фоне пастушек и бурёнок? Как бы не так! Чем дальше в лес, тем толще партизаны… Стычки с врагами и бегство через всю страну благодаря изворотливости героя и давлению полиции превращаются в непрерывный экшен. Из обычного человека по ходу действия Рауль к исходу первой части становится… барабанная дробь… деревом в секретной лаборатории! Этого мало — ведь впереди еще вторая часть романа! В ней читатель вместо погонь и перестрелок получает тотальное погружение в полную внутреннего напряга и подводных камней столичную жизнь. Получивший новый набор генов, Рауль становится вовсе даже Миланом и мастерски внедряется в свою бывшую корпорацию — потому что надо же найти того, кто объявил на него охоту, и раздавить источник опасности. Жёсткий хакинг в подземельях, промышленный шпионаж и диверсия на космическом челноке — мало не покажется. Но, несмотря на внешнюю жестокость и даже преступность своих действий, Милану удается сохранить моральную основу личности, выиграть, в конце концов, схватку с могущественными уродами и оказаться правым. Изящная развязка дает решение всем загадкам, что мучили меня (и уж поверьте, будут мучить вас) на протяжении текста.
А вообще все, что я тут написал — это чисто внешнее… Внутри прекрасный язык, юмор и тонкая проработка характеров, что делает «Шмеля в паутине», по-моему, очень удачной книгой.
Рекомендую!
Aquila
Из всех прочитанных мной книг «Шмель в паутине» Олега Никитина («Азбука», 2004, 448 с.) — безусловно, самая необычная. За
бодрым действием и неординарными подробностями то и дело возникают тонкие психологические экскурсы во «внешний мир». В том
смысле, что у читателя возникает как будто полифоническое зрение. Есть мир героя, которому приходится отстаивать
собственную жизнь в схватке с могучим и незримым врагом, и есть все остальное, яркой картинкой встающее на периферии
читательского зрения. Достигается это простым с виду способом — врезками в текст небольших отрывков из вымышленных газет,
рекламных проспектов, телепередач, служебных и прочих секретных инструкций… Причем, что самое любопытное, эти вставки
косвенно или прямо связаны с основной и дополнительными сюжетными линиями.
Еще один необычный для боевой фантастики момент — неоднозначность поступков главного персонажа, механика по ремонту
летающих машин-флаеров. (Образование у меня не самое техническое, но профессиональная деятельность героя показана
убедительно. И заодно скажу, что книга явно «мужская» — женские персонажи в ней почти все со странностями, мягко говоря.
Одна обитает под боком атомного реактора, другая закидывается, третья «гуляет», и так далее.) Я не стану рассказывать, как
именно наш герой нарушает закон (по ходу романа ему приходится делать это неоднократно, вплоть до диверсии на космическом
челноке), но в конечном счете он оказывается все же достойным человеком, в отличие от преследующих его убийц. Что,
собственно, и помогло ему оказаться в выигрыше и оставить в прошлом личину преступника.
Думаю, по всем признакам «Шмель..» заслуживает того, чтобы с ним познакомиться.
Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »
07.12.2009 ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК
Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »
Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал
Событие
Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!
Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!
Книжная полка
Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…