Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |   
 Фэндом
» БВИ
» Аэлита
» Хьюго

 Общение
» Форум
» LiveJournal

 Полезное
» Введение
» Контакты
» Ссылки

 Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите "Ok!"
 См. также

- Fantastic Universe
- Фензин
- Архивы Кубикуса
- OutZone

 Партнеры сайта




 Истоки фантастики

Истоки фантастики

Автор: Неизвестен ()
Дата публикации: 05/08/2003
Категория: Тематические
Версия для печати

 

  Начало книжной НФ
Золотой век
Новая волна
">"Постмодернизм"


Начало книжной НФ


            Научная фантастика как жанр в искусстве появилась в начале XX века. Литературоведы считают, что полное оформление научной фантастики как литературного жанра нужно относить к 20-м годам XX столетия, хотя, конечно, фэны скажут: “Погодите, а Жюль Верн, а Герберт Уэллс?” Не только они. Были еще Мэри Шелли, Роберт Стивенсон, Марк Твен, Джонатан Свифт, Франсуа Рабле, Льюис Кэрролл, Брэм Стокер, Артур Конан Дойль и Эдгар По.

                То были первые ласточки выделения научной фантастики в особое направление в литературе, в отдельный жанр.

                Сам по себе термин "фантастика" ввел французский критик Шарль Нодье в статье "О фантастическом в литературе" в I830 годую

                Окончательное оформление жанра действительно приходится на двадцатые годы двадцатого века, когда Хьюго Гернсбек впервые начал выпускать специализированные журналы, публиковавшие только фантастические и мистические истории. Кроме того, его постоянная колонка, посвященная читательским письмам, сыграла чуть ли не решающую роль в становлении фэндома в США. Немец-эмигрант, изобретатель и издатель, Гернсбек начал свою издательскую деятельность в фантастике с основания журнала “Amazing Stories”, который, впрочем, просуществовал совсем недолго. Потом он выпускал другие журналы, и по сей день Хьюго Гернсбек считается отцом-основателем жанра НФ (премия “Хьюго” названа в его честь).

Золотой век


                В 1937 году в одном из фантастичесих журналов появился новый редактор - Джон Кэмпбелл. Именно он стал той личностью, которая, оставаясь в тени, направляла, помогала и поучала молодых авторов только что рожденного жанра. Он открыл многие имена, теперь сияющие на фантастическом Олимпе. Говорят, он даже дарил свои идеи таким авторам, как Роберт Хайнлайн, Альфред Ван-Вогт и Айзек Азимов.

                Джон Кэмпбелл был редактором журнала “Astouding Science Fiction” (“Analog”) 35 лет. И это время известно нам как “Золотой век” фантастики. За эти годы он и сам написал немало хороших произведений, как под своим именем, так и под псевдонимом.

                Это было время активного развития жанра. Писались шедевры НФ, появлялись новые имена, возникали конвенции фэнов и фэн-клубы.

                Когда Человечество, наконец, взглянуло в сторону космоса и ученые начали вести космические исследования, фантастика тоже обратила свое внимание в звездные дали. Именно тогда появились “Марсианские хроники” Рэя Брэдбери, “Гражданин Галактики” и “Имею скафандр - готов путешествовать” Роберта Хайнлайна, “Пресадочная станция” Клиффорда Саймака, “Врата” Фредерика Пола и многие другие известные произведения.

                Постепенно люди поняли, что космос — это не место для человечества, что путь к звездам не будет легким, и просто так, на прогулку, мы туда вряд ли сможем отправиться. Комическая тема перестала занимать умы писателей и читателей.

Новая волна


                Человечество утилизировало психологические концепции Фрейда, Юнга и других основоположников современной психологии. Их концепции стали преподаваться в университетах, стали доступны среднему человеку. Литература откликнулась на эти перемены.

                В это же время в Европе появилась литература экзистенциализма, которая повлияла на тематику фантастических произведений. Если раньше писатели не интересовались психологией своих героев, представляя, например, телепата, совершенно не отличающимся психологически от обычного человека, то теперь фантастическая литература рассматривала того же телепата, как человека с совершенно иной психикой и мировоззрением. Появились такие авторы, как Альфред Бестер, Самюэл Дилени, Харлан Эллисон и многие другие.Они ломали табу на описание сексуальных сцен, расизм, жестокость.

                “Когда-то кто-то сказал, что приход каждого нового поколения чем-то напоминает вторжение орды варваров. К научной фантастике это применимо не в последнюю очередь, ибо в ее радиоактивной теплице чуть ли не через каждые пять лет вызревают новые поколения, с порога заявляющие, что только они знают, как и о чем стоит писать. старательный исследователь может проследить эти волны вплоть до положившей всему начало банды Хьюго Гернсбека из ученых и инженеров...” Майкл Суэнвик.

"Постмодернизм"


                Итак, восьмидесятые годы. Давно отгремели скандалы, связанные с "Новой волной". Теперь, когда новое поколение авторов вошло на фантастический Олимп... они обнаружили, что никто и не думает с ними споритью "Долгие годы провели они, востря оружиеотрабатывая тактику и совершенствуя боевые навыки, а теперь им взяли да и испортили битву. А ведь им надо было хоть с кем-то сразиться." Майкл Суэнвик

                Но, как говорит Майкл Суэнвик, их лагерь был неоднороден и они нашли, с кем сражаться. Им всего лишь пришлось посмотреть друг на друга. Они разделились на два лагеря.

                Гуманисты: Конни Уиллис, К. С. Робинсон, Джон Кессел, Скотт Рассел Сандерс, Картер Шольц, Джеймс Патрик Келли, Джордж Мартин. “Пишут грамотно, порой даже черезчур литературно, внимание свое сосредотачивают на психологии персонажей — почему-то сплошь рефлексирующих и склонных к ошибкам, возможности же фантастики используют для исследования больших философских проблем, иногда религиозных по своей природе”. Майкл Суэнвик.

                Киберпанки: Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг, Грег Бир, Руди Ракер, Пат Кэдиган. “Для их фантастики характерны описания мира будущего, основанного на высоких технологиях и широком применении компьютеров, чрезвычайно плотная, “сбитая” проза и близость к панковским взглядам, включая антагонизм к любым властям и яркие, изобретательные детали." Майкл Суэнвик.
Сам термин "киберпанк" изобрел писатель Брюс Бетке, который назвал так свой рассказ в 1983 году.

                Современная же фантастика вернулась, как и все, на круги своя. Научные достижения последних лет позволили ученым и медикам гораздо больше узнать о человеке, его теле и его возможностях. Это вернуло фантастику с заоблачных высот на Землю. Все штампы уже написаны, все технические открытия сделаны, остается только идти в глубь человека, в глубь человеческого общества.




Работы по теме:

  страницы: 1

 Статьи и обзоры
15.12.2009
БИОПАНК

Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »


07.12.2009
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК

Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »



 Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал


 Событие

Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!

Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!

 

 Книжная полка

Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…

Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |
Copyright © 2002—2010 Марсианские хроники. Все права защищены.
Вопросы, замечания, предложения направляйте на .