Отчёт о международной ассамблее фантастики "Портал-2005" в Киеве 14-17 апреля
Отчёт о международной ассамблее фантастики "Портал-2005" в Киеве 14-17 апреля
Автор: Александра Усманова (sandrro@rambler.ru )
Дата публикации: 13/06/2005
Категория: Разное Версия для печати
14-17 апреля 2005 г. в Киеве прошла международная ассамблея Фантастики «Портал», среди гостей которой были два таких «мэтра», как Роберт Шекли и Анджей Сапковский. На пресс-конференции, посвящённой открытию «Портала», кроме почётных гостей присутствовал Сергей Дяченко.
А.С.: Писатель — существо одиночное, который всю свою работу ведёт в сумеречной зоне.
Р.Ш.: «Портал» и приезд в Украину — это прекрасная возможность оставить уединение и провести время с людьми, которых заботит то же, что и меня. Научная фантастика — моя жизнь, жизнь давно уединённая, и единственные люди, которые хорошо меня знают — это мои дочери. Это — освежающая смена обстановки, приезд туда, где тебя знают.
Видите ли вы различия между сегодняшним и прошлым миром фантастики, в чём они, по-вашему, заключаются, плюсы и минусы нынешних работ.
А.С.: Разницы я не замечаю. Могу сказать только, что жанр движется, развивается, ибо, что не движется, умирает.
Р.Ш.: Да, я вижу культуру НФ на Украине, но конкретного ответа у меня пока нет, ведь я здесь только второй день. Возможно, к концу визита, у меня будет что сказать.
Вы пишете фантастические произведения, а сами вы верите в существование параллельных миров и другой реальности?
А.С.: Абсолютно нет, но мне за это платят.
Р.Ш.: Не верю, но создание, выдумка параллельных миров — более продуктивный способ проведения жизни, чем существование в одноствольном мире.
Насколько нужно быть в курсе современной науки, чтобы писать НФ?
Р.Ш.: Моя работа связана не сколько с развитием науки и с научными идеями, сколько с идеями в моей голове. Я никогда специально не отслеживаю научный прогресс.
Что вы можете посоветовать людям, которые начинают писать?
А.С.: Научитесь чему-нибудь полезному, для начала, получите профессию. Писатель — не профессия, увлечение, хобби. Это судьба, которую не выбираешь.
Что вы можете сказать о фантастике для детей?
С.Д.: Я считаю, что нет чёткой границы, что разделяет детскую и взрослую фантастику. Ведь существует ещё и фэнтези. А что такое фэнтези, как не сказка для взрослых? А потому она стирает грань между детской и взрослой фантастики. Но, например, Роберт Шекли не любит фэнтези, хотя, об этом лучше спросить у него.
Р.Ш.: Да, я не люблю фэнтези, но при случае и в соответствующем настроении могу её написать. Молодёжь не знает, насколько интересной может быть НФ, или, если она слишком занаучена, то может наскучить. Поскольку я работаю в жанре НФ, пишу и читаю её, мне она тоже может наскучить.
А.С.: Я считаю, что нет смысла делить литературу вообще, и фантастику в частности. На детскую и взрослую. В восточной Европе, например, читать начинают довольно рано, в 7-8 лет, тогда как на Западе, уже в студенческие годы.
Встречались ли вы в своей жизни с чем-то нереальным, запредельным, фантастичным, и как это выглядело?
С.Д.: По профессии я психиатр, и за годы практики видел много людей, что мнили себя богом, пророком или звездой, но я лично считаю, что самое большое чудо в моей жизни — это моя жена Марина, а вот ей уже присущи прогностические способности.
А.С.: Сам я не видел, но мой отец утверждал, что видел домового, и я ему верю. Мы — польская шляхта, а шляхта никогда не врёт.
Р.Ш.: Пока не встречал, но хочется увидеть что-то страшное, но неопасное.
Откуда берётся фантазия, откуда вы черпаете идеи?
Р.Ш.: Я тихо сижу за столом перед своим компьютером, стараюсь не лазить в Интернет, не читать книгу, не листать журнал, и жду, когда родятся идеи.
А.С.: Позвольте добавить. Раньше я точно так же отвечал на подобные вопросы, пока на одной конференции не прочёл в глазах одной пани «Какой чудак». С тех пор я отвечаю так. На самом деле я оборотень. Когда наступает ночь, я превращаюсь в нетопыря, летучую мышь, лечу к своим конкурентам и краду у них идеи.
Нет ли у Роберта Шекли планов написать что-либо в соавторстве с украинскими писателями?
Р.Ш.: Намерения есть, но что будет — не знаю. Для такого сотрудничества нужна особого рода симпатия, душевные отношение, и, конечно, многое зависит от настроения.
Р.Ш., у вас есть произведения и малой и крупной формы, а что вам самому больше нравится?
Р.Ш.: Мне часто задают подобный вопрос. Дело в том, что у меня нет избранного, любимого. Я прекрасно помню, всё, что я написал, как у меня возникали идеи и с каким настроением я садился работать. Для меня ценность истории связана больше всего с обстоятельствами, в которых я её писал, с местом написания.
Р.Ш., вы — мастер короткой формы. Многие учатся писать короткие рассказы именно на Роберте Шекли. А на ком учились вы?
Р.Ш.: Всё своё умение я получил от многих авторов, но в первую очередь от О.Генри, Дж. Рассела. Затем хочется назвать Марка Твена, Стивена Крейна и многих-многих других. Если перечислять, получится большой список имён. Многому можно научиться из историй, которые пишешь сам. Существует формула популярной истории, в которой есть человек и есть проблема, и человек пытается решить эту проблему. Но все эго попытки только ухудшают ситуацию пока он, наконец-то не вспоминает о том, о чём автор сказал в самом начале рассказа, и тогда все решается благополучно.
Часто ли вы путешествуете, или ваш приезд к нам — нестандартное условие вашего существования?
Я много путешествую, а условие для этого? Есть город, который я хочу увидеть, и я туда еду. Вот, приехал в Киев.
С.Д.: Друзья, давайте поблагодарим Роберта Шекли и Анджея Сапковского за их визит на наш «Портал». На этом пресс-конференция окончена.
Встреча с Робертом Шекли
Стенограмма беседы с Р.Шекли, которая проходила в рамках международной ассамблеи фантастики "Портал" 15 апреля 2005 года в г. Киев.
Мистер Шекли, где вы выросли, и отразилось ли это на вашем творчестве, как, скажем, у Бредберри?
Я родился в Нью-Йорке, в Нью-Джерси. Это маленький городок. После армии вернулся в Нью-Йорк, прожил там много лет, затем поехал в Испанию и прожил там 10 лет. Понемногу жил в Париже, Лондоне, Бангкоке и Сингапуре. Затем снова вернулся в Штаты и стал жить в городе Портленд, штат Орегон. Оставил Орегон год назад и поселился в штате Нью-Йорк в маленьком городе. Дальше, наверное, буду жить либо в Украине, либо в Мексике.
Как со временем меняются ваши истории?
Мне трудно сказать. Я не могу заглянуть в свой ум и увидеть, как я изменился. Какой я сейчас, а каким был 10 лет назад. Одно замечаю, что стал медленнее работать, но всё равно стараюсь. Г. Миллер сказа, что всегда надо сохранять остроту мысли и радость.
Знакомы ли вы с русскоязычной фантастикой. Что понравилось?
Не очень разбираюсь, но очень нравится "Мастер и Маргарита".
Нравилось ли вам преподавать?
Я не работал в университете. Я учил детей, младших школьников, ведь у большинства тех, кто посещает литературные классы, нет желания чего-то достичь, а вот у детей такое желание ещё есть.
Любимые фантасты Роберта Шекли.
Хайнлайн - повелитель сновидений Шекли. Он очень человечен, его короткие истории поражают. Ещё - Айзек Азимов, Г. Каттнер, Ван Вогт. А так же Фолкнер.
Поехали бы вы за впечатлениями в "горячую точку"?
Нет. Я не хочу попадать и видеть настоящую войну, как убивают людей. Я лучше буду её воображать, придумывать.
Существует ли у вас своя теория мироздания, и как вписывается она в ваши произведения?
У меня такое ощущение, что в моей голове существуют все придуманные и непридуманные теории, и все они туда вмещаются.
Нравиться ли вам писать, или вы просто уже не можете остановиться?
Сама идея писательства нравится, но иногда очень устаю и раздражаюсь от того, что не удаётся воплотить идеи в слова так ясно, как мне хочется. Писательство - это не только самовыражение, это - защита. Я всегда ношу с собой блокнот и ручки, и когда я творю - я отключаюсь от всего остального.
Перечитываете ли вы свои старые книги?
Собираюсь, но давно не делал. Лучше я буду писать новые.
Вы оптимист или пессимист в широком смысле?
В целом я оптимист, но часто приходится бороться с депрессией.
Нравиться ли вам читать фантастику?
В последнее время я мало читаю НФ. Сейчас я отдаю предпочтение мистике, ужастикам или читаю классическую литературу.
Вот вы говорите, что читаете мистику и ужастики. А как вы относитесь к Стивену Кингу?
Стивен Кинг - хороший парень, он пишет очень хорошие истории. Он умеет держать читателя в напряжении, заставляет его перевернуть страницу и не отрываться от книги, пока история не дочитана до конца.
Нет ли у вас планов написать книгу о том, как надо писать книги, как, например, это сделали тот же Стивен Кинг и Томас Вульф?
И это тоже запланировано, но пока не написал.
Как вы относитесь к фантастике в кино? Что, по вашему, интереснее: фильмы снятые по оригинальным сценариям или по адаптированным произведениям. И ваше отношение к экранизации ваших произведений.
Я считаю, что лучше оригинальные идеи и фильм, но это более трудоёмкий процесс - найти новую идею, развить её и снять так, чтобы остальным было интересно. А что получится? "Матрица", например.
Что касается экранизации моих произведений - шедевров не получилось.
Как по вашему, параллельные миры существуют?
Никогда не думал об этом. Мои миры - воображаемые, если не считать того, что наше воображение может воплотиться в жизнь.
Ваше отношение к альтернативным источникам информации. В частности, к аудиокнигам.
Я получаю больше удовольствия от чтения на бумаге, чем от монитора компьютера или аудиокниги.
Рассмотрим такой постулат: США - цель террористов. Как это повлияло на американскую фантастику в целом и на Роберта Шекли, в частности.
Я считаю, что страх перед террористами сильно раздут, но предпочитаю читать об этом в Нью-Йорк Таймс или в Интернете. Город, в котором я живу, террористическим атакам не подвергался.
Ваши увлечение? Есть ли у вас время на хобби?
У меня нет времени на увлечения, а хобби... Возможно, путешествия.
Ваше отношение к компьютерным играм. Писали ли вы сценарий для игры и играли ли сами?
Единственная компьютерная игра, в которую я играю - солитер. Она мне нравится тем, что постоянно повторяется. Если серьёзно предложат написать сценарий для игры - почему нет? Часть моей жизни - продавать то, что я пишу, и было бы преступлением против себя отказываться от гонорара.
Вы с детства знали что будете писателем? И путь вашего становления. Как писателя?
Во-первых, когда мне было 5-6-7 лет, я обнаружил, что книги, которые я читаю, пишут обычные люди, не супермены, и задался вопросом, а почему я не могу этого делать?
Во-вторых, в том же возрасте, 5-6-7 лет у меня уже был такой же суровый характер, как сейчас, и что хуже, он таким и остался на протяжении всей моей жизни. Я плохо объясняю, я лучше изъясняюсь, когда пишу.
События вашей жизни как-то нашли отражение в вашем творчестве?
Обычно, воображение лучше.
Если вы решили писать с детства, то почему сначала стали инженером?
Я не учился на инженера, у меня нет инженерной специальности. Я пошел работать в техникум, и у меня была должность инженера, но это было просто, мне нужно было только выполнять несколько несложных инструкций.
Что вы скажете о том, что кн6иги Роберта Шекли более популярны на постсоветском пространстве, чем в Америке?
Кто вам сказал, что в Америке я не популярен? Там регулярно издаются мои книги и я получаю за них гонорар. Что касается постсоветсткого пространства, то здесь большой всплеск НФ и переводной литературы вообще наблюдался в трудное для вас время, на сломе эпох, когда уходил Советский союз, и тогда здесь много переводили и издавали моих книг, в основном это были пиратские издания. Так что большую роль сыграл инее только мои рассказы, но и время на которое пришёлся из бум.
Как вы видите нашу цивилизацию? Есть ли у вас идея, как всё можно изменить?
Идея есть, но это скорее, сюжет рассказа, и не имеет исторического интереса. Временами кажется, что мы живём в конце человеческой эпохи - истощаются запасы нефти, становится меньше чистой воды, грязный воздух. Простых путей решения этих проблем нет, возможно, будущее за нанотехнологиями. Вот если бы мы все стали меньше во много-много раз, наши города стали меньшими, мы бы потребляли мало энергии. Другой вопрос - продолжительность жизни, и у меня нет рецепта, просто я ещё не придумал такой рассказ.
Вы говорили, что любите путешествовать. А что вы скажете о космопутешествиях?
Полёты в космос, как они есть сейчас - это путешествие в автобусе во втором классе, много не увидишь.
Говорят, что полёты в космос слишком дорого стоят, и их надо сворачивать. А что вы думаете по этому поводу?
Надо решить для себя, что важнее - Марс или лишний автомобиль у вас в гараже.
Что вы скажете об итальянской картине "Седьмая Жертва", снятой по вашему рассказу?
В целом понравилось. Хорошая режиссёрская и актёрские работы. Что не понравилось, так это Мастрояни, перекрашенный в блондина.
Люби часто жалуются, вот раньше было лучше, времена изменились, люди изменились. А что скажет Шекли по этому поводу и о нашем времени?
Старики более ранимы. Горести не имеют большого значения, когда ты молод, и вся жалобы на то, что раньше было лучше, имеет под собой одну подоплёку: раньше они были молодыми и полными сил. Нет смысла думать, лучше было раньше или нет, надо смотреть, задавать вопросы и искать ответы, вести активную жизнь и тем самым избегать старения.
"На этом формальная встреча перетекла в раздачу автографов фото-сессию, во время которой Роберт Шекли дарил своим читателям улыбки, обаяние и хорошее настроение.
Вообще, я не люблю четкой "привязки", и всего остального в этом роде.
Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »
07.12.2009 ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК
Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »
Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал
Событие
Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!
Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!
Книжная полка
Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…