Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |   
 Фэндом
» БВИ
» Аэлита
» Хьюго

 Общение
» Форум
» LiveJournal

 Полезное
» Введение
» Контакты
» Ссылки

 Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите "Ok!"
 См. также

- Fantastic Universe
- Фензин
- Архивы Кубикуса
- OutZone

 Партнеры сайта




 Отчёт о международной ассамблее фантастики "Портал-2005" в Киеве 14-17 апреля

Отчёт о международной ассамблее фантастики "Портал-2005" в Киеве 14-17 апреля

Автор: Александра Усманова (sandrro@rambler.ru )
Дата публикации: 13/06/2005
Категория: Разное
Версия для печати

 

14-17  апреля 2005  г. в  Киеве прошла международная ассамблея Фантастики «Портал», среди гостей которой были два таких «мэтра», как Роберт Шекли и  Анджей Сапковский. На  пресс-конференции, посвящённой открытию «Портала», кроме почётных гостей присутствовал Сергей Дяченко.

А.С.: Писатель  — существо одиночное, который всю свою работу ведёт в  сумеречной зоне.
Р.Ш.: «Портал» и  приезд в  Украину  — это прекрасная возможность оставить уединение и  провести время с  людьми, которых заботит то  же, что и  меня. Научная фантастика  — моя жизнь, жизнь давно уединённая, и  единственные люди, которые хорошо меня знают  — это мои дочери. Это  — освежающая смена обстановки, приезд туда, где тебя знают.
Видите  ли вы  различия между сегодняшним и  прошлым миром фантастики, в  чём они, по-вашему, заключаются, плюсы и  минусы нынешних работ.
А.С.: Разницы я  не  замечаю. Могу сказать только, что жанр движется, развивается, ибо, что не  движется, умирает.
Р.Ш.: Да, я  вижу культуру НФ  на  Украине, но  конкретного ответа у  меня пока нет, ведь я  здесь только второй день. Возможно, к  концу визита, у  меня будет что сказать.
Вы  пишете фантастические произведения, а  сами вы  верите в  существование параллельных миров и  другой реальности?
А.С.: Абсолютно нет, но  мне за  это платят.
Р.Ш.: Не  верю, но  создание, выдумка параллельных миров  — более продуктивный способ проведения жизни, чем существование в  одноствольном мире.
Насколько нужно быть в  курсе современной науки, чтобы писать НФ?
Р.Ш.: Моя работа связана не  сколько с  развитием науки и  с  научными идеями, сколько с  идеями в  моей голове. Я  никогда специально не  отслеживаю научный прогресс.
Что вы  можете посоветовать людям, которые начинают писать?
А.С.: Научитесь чему-нибудь полезному, для начала, получите профессию. Писатель  — не  профессия, увлечение, хобби. Это судьба, которую не  выбираешь.
Что вы  можете сказать о  фантастике для детей?
С.Д.: Я  считаю, что нет чёткой границы, что разделяет детскую и  взрослую фантастику. Ведь существует ещё и  фэнтези. А  что такое фэнтези, как не  сказка для взрослых? А  потому она стирает грань между детской и  взрослой фантастики. Но, например, Роберт Шекли не  любит фэнтези, хотя, об  этом лучше спросить у  него.
Р.Ш.: Да, я  не  люблю фэнтези, но  при случае и  в  соответствующем настроении могу её  написать. Молодёжь не  знает, насколько интересной может быть НФ, или, если она слишком занаучена, то  может наскучить. Поскольку я  работаю в  жанре НФ, пишу и  читаю её, мне она тоже может наскучить.
А.С.: Я  считаю, что нет смысла делить литературу вообще, и  фантастику в  частности. На  детскую и  взрослую. В  восточной Европе, например, читать начинают довольно рано, в  7-8  лет, тогда как на  Западе, уже в  студенческие годы.
Встречались  ли вы  в  своей жизни с  чем-то нереальным, запредельным, фантастичным, и  как это выглядело?
С.Д.: По  профессии я  психиатр, и  за  годы практики видел много людей, что мнили себя богом, пророком или звездой, но  я  лично считаю, что самое большое чудо в  моей жизни  — это моя жена Марина, а  вот ей  уже присущи прогностические способности.
А.С.: Сам я  не  видел, но  мой отец утверждал, что видел домового, и  я  ему верю. Мы  — польская шляхта, а  шляхта никогда не  врёт.
Р.Ш.: Пока не  встречал, но  хочется увидеть что-то страшное, но  неопасное.
Откуда берётся фантазия, откуда вы  черпаете идеи?
Р.Ш.: Я  тихо сижу за  столом перед своим компьютером, стараюсь не  лазить в  Интернет, не  читать книгу, не  листать журнал, и  жду, когда родятся идеи.
А.С.: Позвольте добавить. Раньше я  точно так  же отвечал на  подобные вопросы, пока на  одной конференции не  прочёл в  глазах одной пани «Какой чудак». С  тех пор я  отвечаю так. На  самом деле я  оборотень. Когда наступает ночь, я  превращаюсь в  нетопыря, летучую мышь, лечу к  своим конкурентам и  краду у  них идеи.
Нет  ли у  Роберта Шекли планов написать что-либо в  соавторстве с  украинскими писателями?
Р.Ш.: Намерения есть, но  что будет  — не  знаю. Для такого сотрудничества нужна особого рода симпатия, душевные отношение, и, конечно, многое зависит от  настроения.
Р.Ш., у  вас есть произведения и  малой и  крупной формы, а  что вам самому больше нравится?
Р.Ш.: Мне часто задают подобный вопрос. Дело в  том, что у  меня нет избранного, любимого. Я  прекрасно помню, всё, что я  написал, как у  меня возникали идеи и  с  каким настроением я  садился работать. Для меня ценность истории связана больше всего с  обстоятельствами, в  которых я  её  писал, с  местом написания.
Р.Ш., вы  — мастер короткой формы. Многие учатся писать короткие рассказы именно на  Роберте Шекли. А  на  ком учились вы?
Р.Ш.: Всё своё умение я  получил от  многих авторов, но  в  первую очередь от  О.Генри, Дж. Рассела. Затем хочется назвать Марка Твена, Стивена Крейна и  многих-многих других. Если перечислять, получится большой список имён. Многому можно научиться из  историй, которые пишешь сам. Существует формула популярной истории, в  которой есть человек и  есть проблема, и  человек пытается решить эту проблему. Но  все эго попытки только ухудшают ситуацию пока он, наконец-то не  вспоминает о  том, о  чём автор сказал в  самом начале рассказа, и  тогда все решается благополучно.
Часто  ли вы  путешествуете, или ваш приезд к  нам  — нестандартное условие вашего существования?
Я  много путешествую, а  условие для этого? Есть город, который я  хочу увидеть, и  я  туда еду. Вот, приехал в  Киев.

С.Д.: Друзья, давайте поблагодарим Роберта Шекли и  Анджея Сапковского за  их  визит на  наш «Портал». На  этом пресс-конференция окончена.

Встреча с Робертом Шекли

    Стенограмма беседы с Р.Шекли, которая проходила в рамках международной ассамблеи фантастики "Портал" 15 апреля 2005 года в г. Киев.
   
    Мистер Шекли, где вы выросли, и отразилось ли это на вашем творчестве, как, скажем, у Бредберри?
    Я родился в Нью-Йорке, в Нью-Джерси. Это маленький городок. После армии вернулся в Нью-Йорк, прожил там много лет, затем поехал в Испанию и прожил там 10 лет. Понемногу жил в Париже, Лондоне, Бангкоке и Сингапуре. Затем снова вернулся в Штаты и стал жить в городе Портленд, штат Орегон. Оставил Орегон год назад и поселился в штате Нью-Йорк в маленьком городе. Дальше, наверное, буду жить либо в Украине, либо в Мексике.
    Как со временем меняются ваши истории?
    Мне трудно сказать. Я не могу заглянуть в свой ум и увидеть, как я изменился. Какой я сейчас, а каким был 10 лет назад. Одно замечаю, что стал медленнее работать, но всё равно стараюсь. Г. Миллер сказа, что всегда надо сохранять остроту мысли и радость.
    Знакомы ли вы с русскоязычной фантастикой. Что понравилось?
    Не очень разбираюсь, но очень нравится "Мастер и Маргарита".
    Нравилось ли вам преподавать?
    Я не работал в университете. Я учил детей, младших школьников, ведь у большинства тех, кто посещает литературные классы, нет желания чего-то достичь, а вот у детей такое желание ещё есть.
    Любимые фантасты Роберта Шекли.
    Хайнлайн - повелитель сновидений Шекли. Он очень человечен, его короткие истории поражают. Ещё - Айзек Азимов, Г. Каттнер, Ван Вогт. А так же Фолкнер.
    Поехали бы вы за впечатлениями в "горячую точку"?
    Нет. Я не хочу попадать и видеть настоящую войну, как убивают людей. Я лучше буду её воображать, придумывать.
    Существует ли у вас своя теория мироздания, и как вписывается она в ваши произведения?
    У меня такое ощущение, что в моей голове существуют все придуманные и непридуманные теории, и все они туда вмещаются.
    Нравиться ли вам писать, или вы просто уже не можете остановиться?
    Сама идея писательства нравится, но иногда очень устаю и раздражаюсь от того, что не удаётся воплотить идеи в слова так ясно, как мне хочется. Писательство - это не только самовыражение, это - защита. Я всегда ношу с собой блокнот и ручки, и когда я творю - я отключаюсь от всего остального.
    Перечитываете ли вы свои старые книги?
    Собираюсь, но давно не делал. Лучше я буду писать новые.
    Вы оптимист или пессимист в широком смысле?
    В целом я оптимист, но часто приходится бороться с депрессией.
    Нравиться ли вам читать фантастику?
    В последнее время я мало читаю НФ. Сейчас я отдаю предпочтение мистике, ужастикам или читаю классическую литературу.
    Вот вы говорите, что читаете мистику и ужастики. А как вы относитесь к Стивену Кингу?
    Стивен Кинг - хороший парень, он пишет очень хорошие истории. Он умеет держать читателя в напряжении, заставляет его перевернуть страницу и не отрываться от книги, пока история не дочитана до конца.
    Нет ли у вас планов написать книгу о том, как надо писать книги, как, например, это сделали тот же Стивен Кинг и Томас Вульф?
    И это тоже запланировано, но пока не написал.
    Как вы относитесь к фантастике в кино? Что, по вашему, интереснее: фильмы снятые по оригинальным сценариям или по адаптированным произведениям. И ваше отношение к экранизации ваших произведений.
    Я считаю, что лучше оригинальные идеи и фильм, но это более трудоёмкий процесс - найти новую идею, развить её и снять так, чтобы остальным было интересно. А что получится? "Матрица", например.
    Что касается экранизации моих произведений - шедевров не получилось.
    Как по вашему, параллельные миры существуют?
    Никогда не думал об этом. Мои миры - воображаемые, если не считать того, что наше воображение может воплотиться в жизнь.
    Ваше отношение к альтернативным источникам информации. В частности, к аудиокнигам.
    Я получаю больше удовольствия от чтения на бумаге, чем от монитора компьютера или аудиокниги.
    Рассмотрим такой постулат: США - цель террористов. Как это повлияло на американскую фантастику в целом и на Роберта Шекли, в частности.
    Я считаю, что страх перед террористами сильно раздут, но предпочитаю читать об этом в Нью-Йорк Таймс или в Интернете. Город, в котором я живу, террористическим атакам не подвергался.
    Ваши увлечение? Есть ли у вас время на хобби?
    У меня нет времени на увлечения, а хобби... Возможно, путешествия.
    Ваше отношение к компьютерным играм. Писали ли вы сценарий для игры и играли ли сами?
    Единственная компьютерная игра, в которую я играю - солитер. Она мне нравится тем, что постоянно повторяется. Если серьёзно предложат написать сценарий для игры - почему нет? Часть моей жизни - продавать то, что я пишу, и было бы преступлением против себя отказываться от гонорара.
    Вы с детства знали что будете писателем? И путь вашего становления. Как писателя?
    Во-первых, когда мне было 5-6-7 лет, я обнаружил, что книги, которые я читаю, пишут обычные люди, не супермены, и задался вопросом, а почему я не могу этого делать?
    Во-вторых, в том же возрасте, 5-6-7 лет у меня уже был такой же суровый характер, как сейчас, и что хуже, он таким и остался на протяжении всей моей жизни. Я плохо объясняю, я лучше изъясняюсь, когда пишу.
    События вашей жизни как-то нашли отражение в вашем творчестве?
    Обычно, воображение лучше.
    Если вы решили писать с детства, то почему сначала стали инженером?
    Я не учился на инженера, у меня нет инженерной специальности. Я пошел работать в техникум, и у меня была должность инженера, но это было просто, мне нужно было только выполнять несколько несложных инструкций.
    Что вы скажете о том, что кн6иги Роберта Шекли более популярны на постсоветском пространстве, чем в Америке?
    Кто вам сказал, что в Америке я не популярен? Там регулярно издаются мои книги и я получаю за них гонорар. Что касается постсоветсткого пространства, то здесь большой всплеск НФ и переводной литературы вообще наблюдался в трудное для вас время, на сломе эпох, когда уходил Советский союз, и тогда здесь много переводили и издавали моих книг, в основном это были пиратские издания. Так что большую роль сыграл инее только мои рассказы, но и время на которое пришёлся из бум.
    Как вы видите нашу цивилизацию? Есть ли у вас идея, как всё можно изменить?
    Идея есть, но это скорее, сюжет рассказа, и не имеет исторического интереса. Временами кажется, что мы живём в конце человеческой эпохи - истощаются запасы нефти, становится меньше чистой воды, грязный воздух. Простых путей решения этих проблем нет, возможно, будущее за нанотехнологиями. Вот если бы мы все стали меньше во много-много раз, наши города стали меньшими, мы бы потребляли мало энергии. Другой вопрос - продолжительность жизни, и у меня нет рецепта, просто я ещё не придумал такой рассказ.
    Вы говорили, что любите путешествовать. А что вы скажете о космопутешествиях?
    Полёты в космос, как они есть сейчас - это путешествие в автобусе во втором классе, много не увидишь.
    Говорят, что полёты в космос слишком дорого стоят, и их надо сворачивать. А что вы думаете по этому поводу?
    Надо решить для себя, что важнее - Марс или лишний автомобиль у вас в гараже.
    Что вы скажете об итальянской картине "Седьмая Жертва", снятой по вашему рассказу?
    В целом понравилось. Хорошая режиссёрская и актёрские работы. Что не понравилось, так это Мастрояни, перекрашенный в блондина.
    Люби часто жалуются, вот раньше было лучше, времена изменились, люди изменились. А что скажет Шекли по этому поводу и о нашем времени?
    Старики более ранимы. Горести не имеют большого значения, когда ты молод, и вся жалобы на то, что раньше было лучше, имеет под собой одну подоплёку: раньше они были молодыми и полными сил. Нет смысла думать, лучше было раньше или нет, надо смотреть, задавать вопросы и искать ответы, вести активную жизнь и тем самым избегать старения.
"На этом формальная встреча перетекла в раздачу автографов фото-сессию, во время которой Роберт Шекли дарил своим читателям улыбки, обаяние и хорошее настроение.
   
   
Вообще, я не люблю четкой "привязки", и всего остального в этом роде.

Работы по теме:
  страницы: 1 2

 Статьи и обзоры
15.12.2009
БИОПАНК

Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »


07.12.2009
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК

Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »



 Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал


 Событие

Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!

Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!

 

 Книжная полка

Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…

Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |
Copyright © 2002—2010 Марсианские хроники. Все права защищены.
Вопросы, замечания, предложения направляйте на .