Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |   
 Фэндом
» БВИ
» Аэлита
» Хьюго

 Общение
» Форум
» LiveJournal

 Полезное
» Введение
» Контакты
» Ссылки

 Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите "Ok!"
 См. также

- Fantastic Universe
- Фензин
- Архивы Кубикуса
- OutZone

 Партнеры сайта




 Рецензия на роман Рэя Олдриджа "Спаситель"

Рецензия на роман Рэя Олдриджа "Спаситель"

Автор: Илья Новак (novackNETSPAMU@mail333.com)
Дата публикации: 25/05/2004
Категория: Разное
Версия для печати

 

  Дело, конечно, вкуса, но лично я считаю одной из самой сильных среди когда-либо написанных в жанре космической фантастики книг трилогию Рэя Олдриджа "Emancipator" ("ОСВОБОДИТЕЛЬ" или в другом варианте - "СПАСИТЕЛЬ": "Контракт на Фараоне", "Император всего", "Машина Орфей"). В цикле так популярной нынче Лоис Буджольд есть более качественные и более слабые романы, но ни один из них до уровня трилогии Олдриджа не поднимается. Между тем автор этот у нас (да и вообще) мало известен.
  В России "Освободитель" появился в 1993 году. Издательство "Транспорт" ухитрилось выпустить трилогию двухтомником (14-й и 15-й том серии "Монстры Вселенной"), поместив начало "Императора" в первом томе, а окончание - во втором, при этом разорвав даже на части четырнадцатую главу. Кто постарше, помнит, наверное, книги этой серии, формата несколько большего, чем сейчас принято издавать, с цветными иллюстрациями на обложках, смысл которых имел достаточно отдаленное отношение к содержанию. Судя по выходным данным, тираж был приличный - 50000, но достать двухтомник сейчас довольно трудно. Моему естественному желанию прочитать и другие вещи понравившегося автора не суждено было сбыться. О самом Олдридже практически ничего не известно, а между тем даже из некоторых книг чуть ли не самого популярного ныне русскоязычного фантаста видно, что Олдриджа он тоже читал - и внимательно.
  В Сети найти трилогию легко, в каждой уважающей себя электронной библиотеке она имеется. Тщательно пересказывать содержание такого объемного романа не представляется возможным, кроме того, это испортит впечатление всем тем, кому книгу еще предстоит прочитать.
  Мир, описанный Олдриджем, оптимистичным не назовешь. Далекое будущее, пангалактика, люди, расселившиеся на множестве планет, множество гуманоидных и негуманоидных инопланетных рас, сверхразвитые технологии (управляющие звездолетами полуразумные мозги-Банши, разнообразное супер-оружие, клонирование, киборги, "подкожные силовые поля", тахионная связь, ментальное ментаскопирование и программирование)... процветающая работорговля.
  Это нигде специально не подчеркивается, но, в общем, по мысли Олдриджа развитие технологий не приведет к развитию нравственности. Скорее наоборот. Люди, кажется, доминируют, но в борьбе за место под многочисленными солнцами годятся любые средства. "Лига Искусств", процветающая пангалактическая корпорация, занимается исключительно торговлей разумным товаром, каковой вывозит с отсталых планет и продает в других, более развитых мирах. На Фараоне - планете, где живет забывшая о своем происхождении, отставшая в развитии колония людей - самое ценное, это фокусники, специализированные театральные труппы, которые подняли свое искусство до небывалых высот. Оперативники Лиги на окруженной защитным полем лодке спускаются к планете и похищают наиболее талантливые и профессиональные труппы в момент их триумфа, в финале наиболее удачного выступления (фараонцы же считают, что фокусников забирают к себе боги).
  С некоторых пор отдельные труппы начали исчезать до того, как попасть в плен к Лиге. Возникает подозрение, что в этом замешаны контрабандисты - нелегальные работорговцы - и на планету для выяснения всех обстоятельств посылают наемного "агента по найму", внедренца Лиги и главного героя трилогии по имени Руиз Ав. Его снабжают "смертной сетью" - некоей ментальной конструкцией, которая, если ее носителю грозит неминуемая гибель, срабатывается за мгновение до смерти. В случае непредвиденных обстоятельств сеть убьет Руиза, но сделает отпечаток всех предшествующих событий и отправит закодированную в тахионном потоке информацию через всю пангалактику в штаб-квартиру Лиги на планете Дильвермун.
  На Фараоне театральные мистерии фокусников являются оформлением к казни высокородных преступников. Чем более талантлива, профессиональна и знаменита труппа, тем более знатен осужденный на смерть, который помимо своей воли участвует в постановке. Руиз Ав, находящийся на планете под видом торговца "змеиным маслом" (как называются местные наркотики), становится свидетелем выступления труппы фокусников, где роль казнимого Феникса исполняет принцесса Низа, "любимая дочь короля", осужденная за то, что пыталась научить своих рабов читать. Во время выступления Руиз обнаруживает, что к сцене опускается окруженная защитным полем невидимая лодка браконьеров-работорговцев. Руиз вскакивает на сцену и попадает в плен работорговцев вместе с фокусниками.
  Действия, происходящего собственно в космосе, почти нет. Сначала - Фараон, затем - планета Суук, рабские казармы, принадлежащие Кореане, той самой нелегальной работорговке, которая и похищала фараонские труппы. Суук - мир, собственницей которого является древняя раса Шардов. Сами шарды живут в орбитальных платформах, контролируя оттуда поверхность планеты, которую сдают в аренду, преимущественно сообществам богатых пангалактических преступников. Здесь в пустыне есть Лезвия Нампа - религиозные фанатики-каннибалы, есть остров Родериго, где обитают Гетманы и их языки, "отчужденная от гуманоидности" раса, промышляющая похищениями детей, шантажом и работорговлей. И есть, наконец, Моревейник, огромный океанский город, в котором правят отошедшие от дел Пиратские Владыки.
  Одна из особенностей бульварных романов (и фильмов) - преувеличение. Вспомните хотя бы знаменитые когда-то "Парижские тайны". Уж если главный герой там красив и мужественен, так он так красив и мужественен, каким мог быть лишь Жан Марэ в расцвете лет и славы. Если злодеи мерзки - то они настоящие исчадия ада, а если главная героиня - несчастна и не способна постоять за себя, то она (до самого счастливого финала) просто умопомрачительно несчастна, а уж постоять за себя не может до такой степени, что это даже вызывает впечатления какого-то идиотизма.
  На первый взгляд в "Освободителе" всего этого хватает с избытком. Руиз описан как "хищно красивый", он, без сомнения, мужествен, решителен, умен и энергичен. Низа - прекрасна и гипертрофированно сексуальна, а, к примеру, один из отрицательных персонажей, создатель генетических чудовищ Публий - совершенно омерзительный садист и извращенец, не лишенный, однако, некоторого зловещего шарма. Но в трилогии нет пошлого стиля и пошлых диалогов, второй и третьей составляющих бульварных романов. При кажущейся простоте характеров, переданы они - и изменения, постепенно в них происходящие - убедительно и достоверно, а стиль наполнен внутренней энергией и эмоциональностью. Кроме того, бульварные тексты почти всегда сентиментальны. Сентиментальность, за редким исключением, удел личностей скорее жестоких, чем добрых, скорее неразвитых, чем развитых. Это выхолощенный вариант более глубокой способности человека - чувственности. И именно сентиментальности в "Освободителе" нет в принципе. Но я редко встречал произведения западных фантастов, где наполнение отдельных эпизодов чувствами достигало бы такой концентрации.
  Стоит упомянуть и о "белом шуме" (*) . Общий фон повествования, не до конца прорисованные детали, намеки на многочисленные обстоятельства, события и явления, непосредственно не касающиеся сюжета, протекающие вне его и лишь самым своим краем затрагивающие повествование. Они создают, во-первых, впечатление многогранности мира "Освободителя", его живости, во-вторых, будоражат воображение читателей (естественно, той части, у кого воображение есть). Уровень "белого шума" в трилогии очень силен, но при этом автор не пересаливает, не становится скрупулезно-нудным, и читатель не начинает путаться в многочисленных, не имеющих к делу отношения подробностях и нюансах.
  Некоторые сцены, в которых у героя начинаются галлюцинации, написаны так, что складывается впечатление - автор не понаслышке знаком с действием наркотиков или по крайней мере проявляет сильный интерес к теме изменённых состояний сознания. Это хорошо видно и по новелле Олдриджа "Мы были бабочками", опубликованной на русском в журнале "Фантом"(№2/2000).
  Пару слов стоит сказать о переводе. Переводчику удалось передать образность и эмоциональную силу оригинала; перевод, без сомнения, можно назвать удачным - но он, увы, совершенно не отредактирован, не вычищен.
  Переизданий до недавнего времени у нас не было, хотя "Освободитель" имеется почти в любой электронной библиотеке. Кроме этой трилогии и нескольких рассказов у Олдриджа на русском больше ничего не издавалось
  Достаточно долго я пытался найти хоть какие-то сведения об авторе (один продавец с книжного рынка всерьез уверял меня, что "это написано кем-то из наших, но под псевдонимом"). Поисковики выдавали ссылки на библиотеки, а еще адрес, по которому до сих пор можно увидеть, как выглядят обложки тех двух томов, в которых издавалась трилогия (http://sfbooks.narod.ru/authors/aldridge/aldridge.htm). Затем неожиданно я набрел на авторскую страницу писателя. С первого взгляда меня удивило то, что она, казалось, целиком состояла из рекламы эксклюзивных фарфоровых изделий. Сначала я решил было, что это какой-то другой "Луч Олдридж", но нет, там оказался "список фантастических историй", состоящий, помимо "Освободителя", из двадцати четырех рассказов, опубликованных в разных журналах в период с 87 по 95 год. А еще - краткая биография без дат.
  
  Я сопротивляюсь желанию писать о себе в третьем лице. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду, особенно если читали подобное на сайтах других, менее закомплексованных художников... "Рэй Олдридж, всемирно-известный гончар, филантроп и литератор, Живое Национальное Достояние (по крайней мере, он был бы им, если бы Живое Национальное Достояние имелось у нас в США)". Но когда я читаю одну из этих эпических биографий, то не могу отделаться от ощущения, что художник написал это сам, прикидываясь кем-то еще, кто покланяется художнику... и немного увлекаясь этой ролью.
  Так что давайте обойдемся менее экстравагантной, но зато, я надеюсь, и менее смешной хроникой моей жизни.
  Скажу вот что: я избежал необходимости называть кого-либо "боссом" в течение почти тридцати лет (не считая, конечно моей жены).
  Вернувшись домой после армии я понял, что наибольшее удовольствие доставляет мне лепка горшков - и с тех пор занимаюсь этим уже в течение множества лет. Я не хочу утверждать, что стал феноменально успешным в финансовом или эстетическом смысле. Я слишком неделовой человек для того, чтобы зарабатывать много денег. Но это было чудесное время - до тех пор, пока я не устал от нищеты.
  Начался период, когда я с помощью моей жены Ненси создавал витражи научной фантастики. В конце концов мы очень устали от подобной формы голодания, и Ненси получила настоящую работу.
  Я стал писателем. Из огня да в полымя. Но, как это ни странно, я имел достаточный успех как писатель, продав много рассказов и три романа. Я дважды был финалистом Nebula.
  Потом появились дети, трое из них в быстрой последовательности. У Ненси была настоящая работа, я же стал домохозяйкой. Я продолжал писать (по большей части научную литературу) и занимался ВЭБ-дизайном. На протяжении всего этого времени я лепил горшки.
  Наконец я пришел к выводу, что никогда не занимался работой, которая нравилась бы мне так же, как гончарство. Когда дети стали старше и пошли в школу, я решил снова всерьез взяться за глину.
  Сообщите мне Ваше мнение о том, что я делаю".
  
  Итак, он больше не пишет. Он уже давно занимается только тем, что лепит горшки! Удивительный случай, если задуматься. Настолько полное отсутствие литературных амбиций, желания добиться чего-то в деле, которое у тебя получалось так хорошо - и это у писателя, создавшего, по моему мнению, один из самых эмоционально убедительных, изощренных с точки зрения работы авторского воображения и, пожалуй, один из самых "крутых" научно-фантастических романов двадцатого века.
  
  P.S. Теперь это уже слегка устарело. Недавно Олдридж отдал в F&SF длинную новеллу, а еще он заканчивает роман, который писал на протяжении последних десяти лет. Действие его происходит в той же вселенной, где развивается сюжет "ОСВОБОДИТЕЛЯ", вот только Руиза Ава там не будет...
  А еще не так давно в ЭКСМО, в серии "Стальная крыса" вышли "Контракт на Фараоне" и "Император мира". Те, кто до сих пор не читал Олдриджа, или читал когда-то, но хочет перечитать - лучше ищите старое издание или воспользуйтесь версией, выложенной в Сети. Перевод не выдерживает никакой критики.
* "...именно так и создается благотворнейшим образом действующий на способность фантазировать "белый шум". Он и представляет собою ни что иное, как эмоционально убедительное и притягательное произвольное комбинирование широкого набора малосвязанных данных и, что самое важное, намеков на данные (Вячеслав Рыбаков "Идея межзвездных коммуникаций в современной фантастике").


если захотите написать письмо, в адресе уберите большие буквы

Работы по теме:
  • Стал свет
  • Каббала!
  • День Осеменения
  страницы: 1

 Статьи и обзоры
15.12.2009
БИОПАНК

Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »


07.12.2009
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК

Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »



 Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал


 Событие

Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!

Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!

 

 Книжная полка

Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…

Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |
Copyright © 2002—2010 Марсианские хроники. Все права защищены.
Вопросы, замечания, предложения направляйте на .