Автор: Рашид Полухин (rashid@olmer.ru)
Дата публикации: 02/04/2004
Категория: Разное Версия для печати
В альфакнижной серии “Фантастический боевик” появился “Крысолов” Ивана Тропова. Тропов - автор титульного рассказа из сборника “Псы любви”, - рассказы с конкурса "Рваная Грелка".
Аннотация издательства: «Пытаясь создать абсолютное оружие, военные вывели новый вид животных: идеальных бойцов и диверсантов, с которыми сами не смогли совладать. Москвы больше нет, остался лишь Старый Город — люди бежали из этих мест. Даже военные патрули не рискуют туда соваться без тяжелых танков и штурмовых вертолетов. И есть лишь один человек, способный противостоять этому».
Естественно, как всегда, коммерческая аннотация особого отношения к произведению не имеет. О чём же роман Ивана Тропова на самом деле? О жутком человеческом одиночестве в век сверхразвитых информационных технологий. И попытка поиска чего-то, что могло бы заменить живое человеческое общение.
В плане фантастического наполнения роман достаточно вторичен. В первую очередь он представляет собой взрослую неофэнтези на тему "Щелкунчика" в сочетании с типичным патриотическим боевиком.
Тем не менее, по ряду литературных параметров и контекстных вложений роман "Крысолов" заслуживает интереса к себе. В последнее время, читая фантастику издания 2002-2004 годов, всё заметнее становится разница между произведениями авторов, пришедших из сети и теми, кто сетевого отбора не проходил.
С первых страниц романа "Крысолов" становится понятно, - автор - сетевик. Во всём построении текста чувствуется её глубокий отпечаток. Отпечаток одиночества. Плюс особая техника работы над текстом под сеть, - как для беглого, так и для вдумчивого читателя с исключением сложных стилистически конструкций. К тому же, по ряду мелких деталей, когда главный герой садится за компьютер, становится понятно, - автор, в отличие от многих других знает, о чём пишет.
Пожалуй, именно глубокой проработкой темы одиночества роман и интересен. Главный герой романа "Крысолов" Стас просто до жути одинок. В этом его сила и его слабость. И здесь происходит поиск выхода из тупика одиночества. Основной партнер Стаса - проводник в мир крыс-убийц Серый. Кто же такой на самом деле этот Серый? Ведь именно сцены общения Стаса и Серого в романе наиболее удались. И некоторые из них можно назвать литературой высокого уровня.
А ведь это, - компьютер, да-да, роман на самом деле об одиночестве человека прикованного к компьютеру. Причем, Серый одна из компьютерных ипостасей, - интернет-браузер. Соответственно, крысы-убийцы, - это другие пользователи сети, вернее, их виртуальные воплощения. И сила одиночества Стаса именно в том, что он знает сеть лучше, чем другие. Он платит за знания большей отчужденностью, чем остальные. Именно таково психологическое наполнение текста.
К недостаткам романа стоит отнести определенную рыхлость текста, эпизоды с наполнением патриотическим боевиком крайне банальны. Финальная часть "Крысолова" проработана в меньшей степени, чем остальное произведение.
В тоже время, автор ведет читателя к правильным выводам. В конечном счёте главного героя спасает любовь. Как бы не был человек силен в технике, людского общества она не заменит, хоть и не должна восприниматься как враг. Герой ищет и находит разумный баланс.
Роман Ивана Тропова "Крысолов" нельзя отнести к значимым событиям литературной жизни. Но в тоже время он по уровню превосходит средний стандарт печати русскоязычных изданий последних лет.
Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »
07.12.2009 ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК
Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »
Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал
Событие
Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!
Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!
Книжная полка
Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…