Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |   
 Фэндом
» БВИ
» Аэлита
» Хьюго

 Общение
» Форум
» LiveJournal

 Полезное
» Введение
» Контакты
» Ссылки

 Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите "Ok!"
 См. также

- Fantastic Universe
- Фензин
- Архивы Кубикуса
- OutZone

 Партнеры сайта




 Перформанс отшельника

Перформанс отшельника

Автор: Юрий Бархатов ()
Дата публикации: 06/09/2003
Категория: Художник Забытой Планеты
Версия для печати

 

         Мы стояли на гигантской балюстраде, среди тысяч и тысяч разумных существ из сотен звездных систем. С нее открывался вид на плоскую инопланетную степь без конца и края с изредка торчащими из сиреневой травы мегалитами. Километрах в пяти находились развалины - одна из достопримечательностей этого мира, руины погибшей десятки тысяч лет назад цивилизации. Спускалась ночь.
       - Слишком рано нас собрали, - сварливо сказала Ирина, - пока совсем не стемнеет, перформанс не начнется.
       - А если, - попытался возразить я, - ожидание входит в замысел Отшельника?
       - Ага, и мы должны просидеть тут двадцать лет, любуясь живописными развалинами. Ну уж нет. Насколько я знаю Отшельника, ему бы и в голову не пришло мариновать посетителей в ожидании акции.
       - Простите, - проскрежетал стоящий рядом с нами инсектоид с Рюгиса, - вы действительно лично знакомы с Отшельником?
       - Да, но это шапочное знакомство, - ответил я. - Просто мы с ним часто сталкивались на профессиональной почве. Я - Свен Фишерман, обозреватель колонки “Искусство” во “Времени Ганимеда”. А моя подруга Ирина Коренная - искусствовед и немного художница.
       - Очень приятно. Я тоже искусствовед, специализируюсь на гуманоидных расах, - сообщил рюгисианин, - Имя же мое - Хргрхфргфгр. Если вы его не запомните с первого раза, я не обижусь. Но скажите - что вы, лично вы, думаете об Отшельнике? Чего в нем больше - святости или любви к искусству?
       Я улыбнулся.
       - Отшельник, - сказал я. - Уже четверть века его называют только так, и редко кто вспомнит его настоящее имя. Его история - одна из самых ярких легенд нового времени, и легенда большей частью правдивая. Давно, еще до моего рождения, молодым и ничем не примечательным художником, он стал одной из первых жертв войны между земным Союзом Колоний и мирами лоргов. Его корабль, где кроме него находилась семья Отшельника - молодая жена и трехлетняя дочь, попал в зону боевых действий и был атакован. Малому СуперБойцу лоргов хватило одного залпа. Добивать потерявший управление корабль он не стал - берег боеприпасы.
       Как вы, наверное, догадались, я цитировал собственную статью недельной давности.
       - Жена и дочь Отшельника погибли сразу, - продолжила Ирина. - Сам он выжил, хотя долгие годы после жалел об этом. Он даже смог посадить корабль на ближайшей планете, по счастью, оказавшейся пригодной для обитания - сейчас ее называют Мир Отшельника. Двадцать лет он ждал помощи - а кругом шла война. Очень часто он видел на ночном небе огни космической бойни и следы древней цивилизации на поверхности планеты - ее гибель тоже была результатом войны. И, в конце концов...
       - И, в конце концов, - это все-таки был мой текст, и я его помнил лучше, - он решил остановить войну. Единственным доступным ему способом. И это его желание было настолько сильным, что превратило самого обычного художника в гения. Он писал картины, а когда запас красок вышел, перешел на более доступный материал.
       Когда Отшельника, наконец, нашли, вместе с ним на Землю отправилось двести семьдесят три картины. Циклопические скульптуры увезли позже, в специально для этого случая спроектированном грузовозе. И когда их увидела Галактика, люди и лорги не смогли больше воевать.
       Пока я говорил, заметно стемнело. Многоликая и многоязычная толпа развлекалась светскими беседами, как и мы, впрочем.
       - Вы пересказали легенду, - вежливо заметил ругисианин, - однако на самом деле Отшельнику не хватило искусства, чтобы остановить бойню. Ему пришлось сделаться политиком, дипломатом и кррючкотвором, обратиться за помощью к другим расам... но картины и скульптуры, конечно же, дали первоначальный толчок. Но я спрашивал про другое - кем вы сами его считаете?
       - Я считаю его гением, но тут я не оригинален. В остальном же - вы знаете, мы, люди, предпочитаем верить легендам.
       - А вы? - Хргрхфргфгр повернулся к Ирине.
       - Я искусствовед, а не психолог. Отшельник, несомненно, один из лидеров нашей расы и он заслужил это. Но мне неизвестны его побуждения и тайные мотивы, которые двигают им теперь. Зачем он устроил этот перформанс на Мире Отшельника?
       - Вы не знаете? - удивился ругисианин.
       - Нет. Вообще, это должно быть нечто очень необычное. Слухи, конечно, ходят, но настолько противоречивые... Я лучше не буду их пересказывать. Лучше подождать еще несколько минут.


       Ирина была права, когда говорила, что Отшельник не заставит долго ждать. Темнота настала очень быстро - несколько минут сумерек, и над головой засияли звезды.
       А перед балюстрадой возникло гигантское голографическое изображение Отшельника.
       - Здравствуйте, - сказал он, - очень приятно видеть здесь сегодня всех вас. Лучшая награда для художника - внимание к его работам. Но, вижу, вы все еще гадаете - что заставило Отшельника вернуться на планету, названную его именем? Видите ли, для этого перформанса, последнего перформанса в моей жизни, место его проведения играет решающее значение.
       Отшельник уменьшился и отъехал в сторону, а в место, куда он указал рукой, ударили с неба лучи света. Вокруг развалин, скрытые до поры локальными искривителями пространства, стояли теперь огромные изваяния - каждое не менее пятисот метров в вышину.
       Вырезанные из цельных каменных глыб, тусклые даже под лучами прожекторов, с первого взгляда грубые и примитивные, но трогающие до самых глубин души изображения; в единой группе, где каждая скульптура играла свою роль. Но что-то было не так.
       Первоначальный вздох восхищенья, вызванный внезапным появлением и размером фигур, сменился недоуменным молчанием.
       Общее мнение выразил Хргрхфргфгр, для начала смущенно прокашлявшись.
       - Если не считать размера, эта композиция, насколько я могу судить, является повторением первоначальной, той которую Отшельник создал в годы своего изгнания. Вот Страдающая Мать, вот Раненый Солдат, а вот Мудрец, Не Знающий Ответа. И все остальные…
       - С одной только разницей, - добавила Ирина, - что это - лорги, а не люди. Не понимаю.
       Все ждали объяснений от Отшельника, но его изображение исчезло.
       Тем временем лучи света стали смещаться к центру образованного скульптурами круга - в древние развалины. И одна из звезд начала увеличиваться в размерах - на планету спускался корабль или посадочный модуль. Через минуту все увидели, что это было такое.
       С неба стремительно упал и начал маневр торможения, балансируя на оранжевом пламени из дюз, Малый СуперБоец лоргов.
       - Где Отшельник смог достать его? - удивилась Ирина, - Эту модель выпускали только в первые годы войны, считалось, что все они уничтожены.
       Малый Боец застыл в двадцати метрах от земли, посреди погрузившихся в темноту скульптур, плазма лизала оплывающие развалины.
       - Не очень-то этично со стороны Отшельника так обращаться с историческими памятниками, - заметил Хргрхфргфгр, - Это, конечно, художественный жест, он хочет нам что-то сказать этим, но что?
       - Может быть, это аллюзия на ритуальное очищение огнем? - ответила Ирина.
       - А что, у лоргов тоже есть такая концепция?
       - Должна быть. Они наиболее близки к людям из всех разумных рас. И эта война… многие лорги были против нее с самого начала. У людей тоже было много непримиримых, сторонников войны до полного уничтожения врага. Мне кажется, Отшельник отдает дань памяти бывшим врагам, погубившим его семью. Лорги тоже достойны его таланта. Это жест прощения.
       Развалины превратились в озеро кипящей лавы.
       - Что же все-таки происходит? - спросил я. - Если это будет продолжаться и дальше, мы рискуем потерять не только памятник инопланетного зодчества, но и сами скульптуры.
       - Может, это и задумал Отшельник? - отозвалась Ирина.
       Прожектора давно погасли. Света хватало и без них. Ярко-оранжевый плазменный выхлоп на фоне темно-багрового расползающегося по равнине пятна лавы… Его отблеск на фигурах, выглядевших теперь зловещими… Я вспомнил, как боялся в детстве лисьих морд лоргов.
       И тут из центра лавового озера прямо в корабль ударил фонтан сине-фиолетовой субстанции. Клинок оранжевого света потух. Малый СуперБоец рванулся вверх на гравитационной тяге - одна их скульптур раскололась и рухнула, но субстанция догнала корабль, удержала, окутала его собой, как коконом и вместе с ним нырнула обратно в лаву.
       Мощный подземный толчок сотряс балюстраду.
       Мы побежали. Мы еще не знали, что произошло, но было ясно - оставаться здесь опасно.
       Пока мы добирались до посадочных модулей, произошло еще два толчка. Последний, третий, был таким мощным, что почти все попадали с ног. В этот момент я посмотрел назад - балюстрады больше не было, как и скульптур, а в небо уходил небольшой кораблик знакомых мне очертаний. Отшельник бежал с планеты раньше, чем его гости. Он знал заранее, что произойдет?
       Уже оказавшись в сравнительной безопасности на борту своей яхты, готовящейся в экстренном режиме нырнуть в гиперкосмос, мы с Ириной посмотрели друг на друга. У обоих в глазах было недоумение.
       - Что, интересно, имел в виду Отшельник, говоря, что это его последний перформанс? Ясно, что все, что случилось, было частью его плана.
       - Но что это был за план? И что за… - я замолчал, увидев то, что показывали экраны внешнего обзора.
       Сине-фиолетовая субстанция вернулась, увеличившись в размерах до приличного астероида. Она напоминала гигантскую амебу, парящую в космосе без всяких признаков подчинения существующим законам физики. Бьющие из нее лучи уничтожали тщетно пытающиеся спастись корабли. Сначала мне показалось, что субстанция уничтожает все подряд, но спустя мгновение я понял свою ошибку и - одновременно - план Отшельника. Я понял, что совсем не знал его, как не знал никто из миллиардов землян и нескольких десятков близких друзей. Он вовсе не был святым, а его талант художника не приносил ему удовлетворения. Отшельник всю жизнь желал только одного - мести.
       Объектом гнева фиолетовой субстанции служили только корабли лоргов.
       - Он все придумал еще давным-давно, - шептал я как в бреду, - когда еще только оказался на этой планете изгнанником. У него было время, чтобы как следует изучить развалины, и корабельный компьютер, чтобы перевести найденные книги и записи. Он понял, что разумная жизнь на планете существует и обладает невероятными возможностями, только никак не проявляет себя. К тому же эта жизнь невероятно обидчивая и злопамятная. Этакий спящий джинн. И у воспаленном ненавистью мозгу Отшельника возникла мысль - натравить эту силу на лоргов. О, как он долго готовился! Ведь для осуществления этого плана необходимо было получить стопроцентное доверие врага! И какое коварство! Истребитель лоргов, пилотируемый - наверняка! - пилотом лоргов, выжигает древний город и пробуждает к жизни дремлющих в нем обитателей, а кругом стоят статуи лоргов! А теперь Отшельник сполна наслаждается местью! И я, чье детство прошло в вечном страхе перед орбитальными бомбардировками, в глубине души восторгаюсь им!
       В этот момент наш корабль вошел в гиперкосмос, и апокалиптическая картина пропала. Но я знал, что ничего на самом деле не кончилось. Все только начиналось. Я был уверен (надеюсь, все же, что я ошибался) что фиолетовая амеба, уничтожив все корабли, возьмется за планеты лоргов. А когда покончит с ними - примется за всех остальных.





Работы по теме:

  страницы: 1

 Статьи и обзоры
15.12.2009
БИОПАНК

Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »


07.12.2009
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК

Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »



 Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал


 Событие

Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!

Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!

 

 Книжная полка

Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…

Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |
Copyright © 2002—2024 Марсианские хроники. Все права защищены.
винлайн фрибет