Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |   
 Фэндом
» БВИ
» Аэлита
» Хьюго

 Общение
» Форум
» LiveJournal

 Полезное
» Введение
» Контакты
» Ссылки

 Поиск по сайту
Введите запрос и нажмите "Ok!"
 См. также

- Fantastic Universe
- Фензин
- Архивы Кубикуса
- OutZone

 Партнеры сайта




 Два "Соляриса": сравнительная таблица

Два "Соляриса": сравнительная таблица

Автор: Маринер ()
Дата публикации: 06/03/2004
Категория: Золотой фонд
Версия для печати

 

Два "Соляриса": сравнительная таблица

1. Названия

Идентичны. Оба совпадают с названием знаменитого романа Станислава Лема, экранизацией которого являются.

2. Размер

"Солярис" Тарковского - две серии, суммарно 165 минут. "Солярис" Содерберга - фильм длиной 99 минут. (Можно поразмышлять, действительно ли краткость сестра таланта.)

3. Возникновение фильма

Солярис Тарковского: на съёмкахРоман о планете Солярис вышел на польском языке в 1961-м. Книга имела успех, и уже на следующий год в Советском Союзе перепечатали фрагмент из нее. А еще через год перевели целиком (правда, опубликовали, с купюрами). Тарковский, большой поклонник фантастического чтива, мимо "Соляриса" пройти не мог. Томик Лема он получил из рук тринадцатилетней школьницы Наташи Бондарчук. "Это была не моя книга, мне её дала почитать Ирина Александровна Жигалко - помощница Михаила Ильича Ромма и наша соседка по даче. Я зашла к ней, чтобы вернуть роман, а в гостях у нее был Андрей" - вспоминает Бондарчук. Тарковский, в то время уже именитый автор "Иванова детства", взял, не глядя, протянутую девочкой книгу. (Через восемь лет он утвердит Наталью Бондарчук, студентку последнего курса ВГИКа, на роль Хари.) Фильм выйдет в 1972-м, его автору как раз исполнится сорок - как Лему, когда он придумал планету Солярис.

Стивен Содерберг впервые увидел фильм Тарковского, когда ему было тринадцать: "Я мало что понял, но запомнил. Потом отец купил мне книгу "Научно-фантастические фильмы", и помню, что был сражен одним кадром - где Крис несет по коридору станции свою жену Рею. В этом столько драмы". Фильм Содерберга вышел на экраны в 2002-м. Его автору исполнилось тридцать девять (немножко не дотянул).

Солярис Тарковского
Солярис Содерберга

4. Первые шаги замысла

В то время Тарковский был готов экранизировать много чего: "Бесов", например, а также роман Александра Беляева "Ариэль", прозу Гофмана, "Житие протопопа Аввакума". Но добро дали на Лема. Вспоминает редактор фильма Л.И. Лазарев: "Постановка "Соляриса" встала на практические рельсы лишь после того, как закончилась эпопея с "Рублевым". "Солярис" разрешили, считая наименьшим злом. Экранизация популярного фантастического романа Станислава Лема была, по мнению начальства, затеей самой безопасной и безвредной".

Сам Тарковский, несомненно, сильно желал пробиться к зрителю. Вот что он писал в заявке к фильму: "Зритель от нас ждет хорошего фильма научно-фантастического жанра. Нет необходимости доказывать, что он заинтересован в появлении такого рода фильмов на наших экранах. Сюжет "Соляриса" острый, напряженный, полный неожиданных перипетий и захватывающих коллизий... Мы уверены прежде всего в том, что фильм будет иметь финансовый успех". И все же он немного лукавил. Из воспоминаний Тарковского: "Что касается "Соляриса" С. Лема, то решение мое экранизировать его вовсе не результат пристрастия к жанру. Главное то, что в "Солярисе" Лем ставит близкую мне проблему. Проблему преодоления, убежденности, нравственного преображения на пути борьбы в рамках собственной судьбы. Глубина и смысл романа С. Лема вообще не имеет никакого отношения к жанру научной фантастики, и полюбить его только за жанр - недостаточно".

У Содерберга с фильмом, продюсером которого был знаменитый Джеймс Кэмерон, трудностей не возникало. Единственная проблема - то, что на фильм наложили возрастные ограничения "детям до тринадцати", за наличие "обнаженной натуры", а также сочтя, что фильм может показаться младому поколению излишне "технически-заумным".

5. Что сказал пан Лем

Солярис СодербергаПану Лему пришлось много говорить об экранизации "Соляриса" с Тарковским. Писатель прибыл в Москву по своим надобностям, остановился в "Пекине" - там ему представили режиссёра. Вспоминает Л.И. Лазарев: "...Встретил он [Лем] нас недружелюбно и разговаривал почти все время очень высокомерно. Имени Тарковского он прежде не слышал... Андрей, считая себя обязанным поделиться своими соображениями о том, как он представляет себе экранизацию, допускает грубую ошибку - довольно много рассказывает о тех эпизодах..., которых нет в романе... Лем слушает с мрачным лицом, и потом резко говорит, что в его романе есть все, что нужно для фильма, и нет никакой нужды чем-то его дополнять... " Недовольство писателя можно понять. Кто бы мог ожидать, что экранизацию такого научно-фантастического романа, как "Солярис", можно перенести из космоса на Землю. Между тем, в первоначальном варианте сценария большая часть действия происходила именно на Земле. "Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот", - говорит Лем.

Что думает Лем по поводу "Соляриса" Содерберга, страшно вообразить: "Голливудская манера делать глупые фильмы в жанре Science Fiction недостойна даже споров".

6. Сценарий

Сценаристы фильма 1972-ого года - Фридрих Горенштейн и Андрей Тарковский.

В самом первом варианте сценария, как уже говорилось, сюжет значительно отличался от того, что происходит в романе. "Появился новый и важный персонаж - Мария, жена Криса. Встреча с Хари на станции привела Криса к самопознанию и самоочищению: постепенно он делал ее человеком, повторяя земной цикл. В конце он возвращался на Землю к Марии прощенным и искупленным. Возможно, Тарковский и сам отказался бы от этого мотива: избыточность сюжета оставляла слишком мало пространства для сути. Но автор вмешался прежде, чем он успел об этом подумать. Он писал в письме к режиссеру, что сценарий "подменил трагический конфликт прогресса неким видом биологического, циклического начала... и свел вопрос познавательных и этических противоречий к мелодрамату семейных ссор". (М. Туровская) Тарковский не стал упираться, и сценарий был изменен. Однако режиссер отстоял земной пролог и эпилог, по поводу чего Лем заметил: "Совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю".

Сценаристом фильма Стивена Содерберга был сам Стивен Содерберг: "Наш фильм в отличие от романа и версии Тарковского объясняет прошлые отношения между Крисом и его женой. Меня интересовало, что же произошло между ними на Земле?" И это при том, что фильм Содерберга короче русского в полтора раза...

Солярис Содерберга

7. Отношения с наукой

Ну что же, возможно, в фильме Стивена Содерберга достаточно много Земли, но и космос должен быть показан неплохо (Всё-таки бюджет, Америка, технологии...) Одной из главных претензий Лема к советскому фильму было то, что Тарковский "ампутировал "сайентистский пейзаж" и лишил зрителя возможности увидеть планету Солярис, "так как снял камерный фильм". Однако режиссёр позаботился о научной достоверности. Разрешив съемку "Соляриса", Мосфильм все же решил перестраховаться и поставил непременным условием авторитетную консультацию. Об этом требовании Тарковский сказал редактору картины Лазареву. Тогда тот позвонил своему давнему другу, известному ученому-астрофизику Иосифу Самойловичу Шкловскому. Лазарев так вспоминает об этом: "Я дал ему сценарий, и он через несколько дней написал короткий отзыв, смысл которого сводился к тому, что со стороны науки претензий никаких к сценарию нет". Затем фамилия Шкловского была вынесена в титры. "Потом, когда "Солярис" уже немалое время шел на экранах, я при встрече шутливо сказал Шкловскому, что, надеюсь, фильм принес ему не только громкую славу у коллег и он нынче во всем астрофизическом мире самый видный кинодеятель, но и большие деньги. "Какие деньги?"- удивился он. Выяснилось, что ему не заплатили ни копейки…" К слову сказать, Тарковский-старший, чьи стихи Андрей высоко чтил, фантастику терпеть не мог и удивлялся пристрастию сына. Сам же сын во время съемок декларировал свой интерес к проблеме ответственности перед космосом. Киновед Ольга Суркова вспоминает, что во время работы над "Солярисом" Тарковский свято уверовал в летающие тарелки и пришельцев, даже стал водить дружбу со "специалистами" в области уфологии.

В титрах фильма 2002-ого года научных консультантов замечено не было.

8. Режиссер

Тарковский

Андрей Арсеньевич Тарковский (1932-1986) - один из знаменитейших советских режиссеров, кроме "Соляриса" является также автором картин "Иваново детство", "Андрей Рублев", "Сталкер", "Зеркало", "Жертвоприношение".

В советские времена испытывал значительной противодействие в творчестве со стороны власти. "Скоро студия начнет снимать "Солярис". Вы себе не представляете, пан Станислав, как я рад этому обстоятельству. Наконец-то я буду работать", - писал он когда-то Лему.

Содерберг на съемках Соляриса

Стивен Содерберг (1963-...) - знаменитый американский режиссер, продюсер, сценарист, известен как автор фильмов "Секс, ложь и видео" ("Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля), "Траффик" ("Оскар" за режиссуру) и "Эрин Брокович".

9. Главная мужская роль.

Крис Кельвин, психолог, прибывающий на станцию "Солярис" и встречающий там копию своей жены Хари, покончившей с собой... и т.д. и т.п. (чем мне пересказывать сюжет, лучше прочитайте книгу ;)

У Тарковского с выбором исполнителя на роль Криса было просто. Кандидатура Донатаса Баниониса возникла почти сразу. Почти - потому что первым, но весьма теоретическим кандидатом был Марчелло Мастроянни. Он сам изъявил желание сниматься у Тарковского. Тому идея понравилась, но с именитым итальянцем не сложилось. Банионис же снимался трудно. Актер психологической школы, он привык к подробному разбору роли, определению сверхзадачи по Станиславскому. Баниониса Тарковский за глаза называл занудой, которого хлебом не корми - дай поговорить "за искусство". Теоретических бесед на съемках он избегал - предпочитал общаться с актерами на своем образном, птичьем режиссерском языке. "Из того, что Андрей говорил, я понимал далеко не все", - осторожно формулирует Банионис сегодня. Тогда же он считал, что для Тарковского и оператора Вадима Юсова актер - лишь деталь тщательно выстраиваемого натюрморта. Роль детали звезде "Мертвого сезона" не улыбалась.

Банионис
Клуни

"Это было просто непониманием, - полагает Юсов. - Я во время подготовки кадра стараюсь не привлекать к себе внимание актера. У него свои заботы, у меня - свои. Донатас - профессионал и делал все точно". Юсов работал медленно, выверял все до миллиметра, и его можно было понять: пленки "Кодак" дали в обрез. И большинство кадров "Соляриса" сняты с одного дубля. Банионис изменил мнение о фильме, когда посмотрел рабочий материал.

Содерберг пригласил на роль Криса одного из самых привлекательных актеров планеты, Джорджа Клуни: "Я получил письмо от него (Клуни) приблизительно такого содержания: "Не знаю, подхожу ли я для роли Криса, но давно мечтал её сыграть". А я и так имел его в виду. Он блестяще справился. И это так не похоже на все то, что он делал раньше".

10. Главная женская роль

Наташа Бондарчук Наташа Макэлон

Жена Криса, покончившая с собой и воскрешенная мыслящим океаном Соляриса. В романе Лема и фильме Тарковского её зовут Хари, в фильме Содерберга по таинственным причинам - Реей.

По мнению Марии Туровской, автора книги "7 с 1-2 и Фильмы Андрея Тарковского", Хари - главный персонаж в фильме Тарковского. Режиссер думал снимать в этой роли Ирму Рауш - свою бывшую супругу и мать старшего сына Арсения. Но он только что оформил отношения с Ларисой Кизиловой, и она бы ни за что не позволила мужу и отцу своего новорожденного сына Андрей приглашать Рауш - ведь на разрыв Тарковского с ней было положено столько сил. Тарковский стал искать другую актрису. Ему посоветовали приглядеться к Наталье Бондарчук, и он отправился во ВГИК, где шли экзамены на актерском курсе Сергея Герасимова. У Бондарчук было четыре роли, не похожие одна на другую, - Гертруда в отрывке из "Гамлета", гоголевская Коробочка, героиня "Над пропастью во ржи", сорванец в "Вестсайдской истории". Тарковский был пленен, но для Хари она казалось слишком молодой. Он провел пробы, не утвердил, но позже пересмотрел решение - взял, отказавшись и от Демидовой, и от Купченко. "Он объяснял, почему выбрал меня, - рассказывает Бондарчук. - Я похожа на Марину, его сестру. В нас много общего". Во время работы с Бондарчук возникало немало сложностей - об этом вспоминает вся съемочная группа. "Он [Тарковский] мучительно искал ей [Бондарчук] грим, цвет волос - сколько раз ее перекрашивали. Сколько терпения было проявлено с обеих сторон!". (Л. Фейгинова, монтажер) "У нее оказался высокий голос, и какие фильтры звукооператоры ни ставили - несколько смен бились-хотели уже ее другой актрисой озвучивать. Но она сумела все же заговорить ниже, оператор что-то сделал на пульте, и она озвучила прекрасно". "Вера Федоровна Рудина [гример] тратила на нее [Бондарчук] не меньше часа, хотя как будто она ничего особенного не делала, грима как бы нет. И Юсов возился с ней, долго свет на нее ставил. Зато больше никто так ее не снял..." (М. С. Чугунова, ассистент режиссера)

В роли Реи у Содерберга снялась английская актриса Наташа (тоже Наташа!) Макэлон. И главный персонаж здесь всё-таки Клуни. "Когда я снимал Джорджа Клуни и Наташу Макэлон обнаженными, я и не думал, что в Америке попробуют запретить смотреть фильм зрителям младше семнадцати. Поверьте, что в картине есть куда более важные вещи. Но если честно, я не знаю, как снимать фильм о жизни и большой любви без голой задницы Клуни", - говорит Стивен Содерберг.

11. Другие персонажи

В фильме Тарковского:

Сарториус - Анатолий Солоницын, один из любимых актеров Тарковского (играл главную роль в "Сталкере").

Снаут - Юри Ярвет, заслуженный артист Эстонской ССР.

Бертон - Владислав Дворжецкий (в первоначальных планах - Альтмантис Масюлис).

Гибарян - Сос Саркисян (в первоначальных планах - Сергей Параджанов).

Отец Кельвина - Николай Гринько, также один из любимых актеров Тарковского (снимался в его первом фильме "Каток и скрипка".

Мать Кельвина - Ольга Барнет.

Тётя Кельвина - Татьяна Огородникова (по совместительству директор фильма).

В фильме Содерберга:

Гибариан (наш переводчик перевел имя Gibarian на восточный манер, английскому это, конечно, не пришло в голову) - Ульрих Тукур.

Сноу (бывший Снаут) - Джереми Дэвис.

Хелен Гордон (во что превратился Сарториус!) - Виола Дэвис (афроамериканка).

Солярис Тарковского
Солярис Содерберга

12. Оператор

В фильме 1972 года - Вадим Юсов (также снимал вместе с Тарковским фильмы "Каток и скрипка", "Иваново детство", "Андрей Рублев"). Оператору пришлось сильно беспокоиться на съемках в связи с необходимостью экономить пленку - дорогую импортную "Кодак". Из воспоминаний Юсова: "Помню, я снимал без Андрея в четыре-пять часов утра проход Криса мимо дубов -- в "Солярисе". Снимал на "кодаке". Кадр простой, Андрея будить не надо: актер проходит на общем плане; там не режиссура, а состояние, атмосфера важны. Чтобы проход был достаточно длинный, мы использовали двух актеров: Баниониса и дублера. Через кусты там было не продраться, поэтому Банионис шел ближе к нам, входил в кусты, а оттуда уже по знаку выходил другой актер. Кадр ясный, сняли идеально, один дубль. Но ассистенты по ошибке сдали "кодак" в обычную нашу проявку, и кадр был загублен. Пришлось еще раз выходить на восходе и делать два дубля". "В "Солярисе" я задействовал определенные технические приспособления, которые позволяли камере проплывать по длинному коридору, менять направление движения на перпендикулярное, снова возвращаться. Камера могла сама по себе поразить непрерывностью, сложностью движения. Но вся эта механика нужна была только в контексте поведения людей, а тут она не нашла достаточно точного драматургического обоснования. И на экране вы не видите этой непрерывности движения проплывающей камеры: от нее пришлось частично отказаться".

В Ялту, вернее, на мыс Форос, группа приехала, чтобы снять несколько кадров станционной жизни. Тарковскому хотелось, чтобы за окном комнаты была видна настоящая водная гладь. Земную натуру нашли под Звенигородом, рядом с Саввино-Сторожевским монастырем: Тарковский специально выбирал те места, где его мама, Мария Ивановна Вишнякова, снимала для детей деревенский дом.

Проезд одного из героев по футуристическому мегаполису сняли в Токио. Тарковский сначала примеривался к городу Бразилиа, знаменитому своей причудливой архитектурой, но потом решил, что пятнадцать часов лета - многовато. В Токио отправились вчетвером: Тарковский, Юсов, оператор комбинированных съемок и директор группы, который днем и ночью не расставался с кейсом, где хранились драгоценные доллары на экспедиционные расходы. Ради знаменитого кадра с убегающими вдаль перекрестными автострадами Юсов сделал четыре экспозиции: снимал, отматывал пленку назад, снова снимал и снова отматывал.

В фильме 2002 года оператор... Стивен Содерберг. Мастер на все руки. В титрах, правда, указал имя Питер Эндрюс. Стеснялся?

13. Художественное оформление

В фильме Тарковского художник - Михаил Ромадин, костюмер - Елена Фомина.

Из воспоминаний Ромадина: "Основные события фильма совершаются на орбитальной станции "Солярис". Таких станций еще не существует в действительности. В технических журналах можно встретить проекты космических станций, но то, что я видел, касалось только их внешнего облика. А как должны выглядеть интерьеры, в которых люди, работающие на станции, проводят десятки лет? Тут мне пришлось пойти на риск и просто придумать их - пусть иронически улыбаются потомки, сидя потом в совершенно не похожих на мои кабинах космических станций. Могу только сослаться на консультанта фильма - авиационного инженера, который, просмотрев эскизы, к моему удивлению, сказал, что, пожалуй, и можно запустить космическую станцию с такими интерьерами. И, может быть, я даже слишком перестарался, так как число конструктивных деталей на эскизах превышает количество подобных приборов на трех современных самолетах". Режиссер и оператор отвергли тогда радикальное предложение художника превратить станцию в типовую квартиру с книжными стеллажами и форточками в окнах, но все же решили ее пространство "заземлить". Потому искрит проводка в коридоре, неубранный стол в комнате Снаута украшают банка тушенки и початая бутылка коньяка, а в библиотеке, где собраны главные ценности земной культуры (маска Бетховена, бюст Сократа, Венера Милосская...), на стене висит полотна Питера Брейгеля Старшего "Зима", сделанное на "Мосфильме".

В фильме Содерберга: художник - Филип Мессина, художественные директоры -Стив Арнолд, Кейт П. Каннингем, костюмер -Милена Канонеро, автор декораций - Кристен Тоскано Мессина. Что у них получилось - оценивайте сами.

Солярис Тарковского
Соляриc Содерберга

14. Спецэффекты

Тарковский о своем фильме: "Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне приходилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С. Кубрик) называют свои фильмы предвидениями... Мне бы хотелось так снять "Солярис", чтобы у зрителей не возникало ощущения экзотики. Конечно, экзотики технической. Например, если снять посадку пассажиров в трамвай, о котором мы, допустим, ничего не знаем и никогда его не видели, то получится то, что мы видим у Кубрика в эпизоде прилунения космического корабля. Если снять то же самое прилунение как трамвайную остановку в современном фильме, то все станет на свои места". При таких программных заявлениях от фильма не ждешь феерии эффектов. А её и нет. Почти.

Океан Соляриса был изготовлен в специальной емкости размером чуть больше тазика, это была ядовитая смесь с изрядной долей ацетона (по другим данным - варенье ;) Ее подсветили, заволокли дымом - вышло убедительно. Коридор и всю станцию выстроили в виде бублика. Космический корабль с бортовой надписью "S 749", в который Крис загружает первую копию Хари, был в прошлой жизни ракетой ПВО - одолжили на одном из полигонов. В кадре по корпусу корабля струилась охлаждающая жидкость, взрывалась пиротехника, рабочие за кадром тянули тросы - так достигался эффект старта. Чтобы снять героев в ситуации невесомости, установили специальный механизм, работавший по принципу качелей. Банионис и Бондарчук, которые опирались на подпятники, находились внутри декорации, а груз-противовес был закреплен за стеной. Там же стоял рабочий, управлявший нехитрым механизмом. "Наша станция в "Солярисе" сейчас выглядит кустарно. Не то, что космос у Кубрика, - замечает Юсов. - Но мы и не думали играть в Эллочку-людоедочку".

Содерберг тоже порадовал: ""Солярис" - прежде всего история о любви, а не какой-то там экшен о космических железках. Космос - только фон для развития сюжета. Сама планета Солярис - метафора всего, что неподвластно уму и воле человека". Тем не менее, в титрах к фильму указаны имена двух десятков создателей специальных эффектов и четырех десятков - визуальных.

Солярис Тарковского Солярис Содерберга

15. Музыка и звуковое оформление

Из воспоминаний Эдуарда Артемьева, композитора фильма "Солярис": "Андрей Арсеньевич сказал: "Я бы хотел в "Солярисе" еще точнее решить музыку, и мне кажется, что это возможно сделать минимальными средствами: может быть, один-два ярких звука. Они могут быть внутренне сложными, но главное -- чтобы выражали характер и смысл эпизода, которые сопровождают. Словом, должны нести функцию темы". Ну, мы искали, например, звуки для начала: в кадре ручей, трава. Сначала думали, чтобы это был не просто ручей, а некий образ ручья, то есть туда надо вкрапливать какие-то оркестровые шорохи и другие чисто музыкальные звуки. Но потом мы это отложили: появлялось что-то нарочитое...

Солярис Тарковского Солярис Содерберга

Всю картину мы разделили как бы на две части: конкретные природные шумы Земли и некий иной мир, космический, который решался уже синтетическим методом. Я делал его средствами инструментальными: оркестр, хор, синтезатор. Это была не линейная музыка, в понятиях композиторского мастерства или музыки как искусства, а искусство соединения звуков, связанных образно. Я сначала все равно пытался решать это музыкальными законами: то есть выстраивал материал, например, по звуковысотной зависимости, ритмически его организовывал. Потом, в следующих картинах, я от этого отказался, ибо в технике важны или, точнее, стоят на первом месте образные связи, а не музыкальные законы. Постепенно мы все-таки договорились. Правда, Андрей Арсеньевич мне никогда не говорил, нравится ему моя музыка или нет, хорошо или плохо. Он просто говорил: "Это оставим, это уберем" … Первое, что Андрей Арсеньевич попросил меня сделать, когда мы познакомились, был именно Океан. Я не вылезал из студии и к этому звуку тоже пришел случайно. Это очень сложный звук. Там в основе по-разному записанные звуки рояля, потом сведенные и обработанные, - это сложная электронная техника. Андрей Арсеньевич попросил: "Запиши мне минут на 15 фонов Океана, чтобы я мог вводить их когда надо". И я сделал звуковой мир Океана очень разнообразно. Мы с Андреем Арсеньевичем отмечали: эту волну сюда, эту сюда... Звук Океана вошел как основа и в сон Криса, хотя это отдельная музыка (там еще хоровые и оркестровые пласты)...

Солярис Содерберга

Сейчас в фильме сокращен эпизод "Зеркальная комната", а была полная его версия, по-моему, очень сильная. Это тоже был трудный момент. Просто музыкально он не получался, и мы с Андреем вводили его на перезаписи. Зарядили двадцать пленок - я подготовил очень много разных фактур, чтобы был маневр,- и вдвоем мы это делали, можно сказать, в соавторстве. Там у нас даже рок-музыка была, конечно, завуалированная, запрятанная очень глубоко, так что ее не слышно, но она давала ощущение ритмической организации. Там очень сложный звук был, и вообще этот эпизод казался мне одним из самых удачных … Помните, проезд по туннелям в Токио? Я сделал, но чего-то не хватало, какой-то энергии. Андрей Арсеньевич говорит: "Надо чего-то тяжелого в ощущении". И, знаете, что мы закатили? Проезд танков. Конечно, очень глубоко, так, что их не узнать - но это то, что дает ощущение тяжести. Это эпизод, организованный очень сложно: сколько там заложено шумов, подложек музыкальных - целые полотна были нами расписаны. Это уже не повторить: там были прозрения. На "Солярисе" я был на всех перезаписях. Коллекция звуков у меня была огромная - каких-нибудь шумов листвы десятки".

Как и Стэнли Кубрик в своей "Космической одиссее", Тарковский использовал классическую музыку. У него это была Хоральная прелюдия фа-минор Баха.

Музыку к фильму Содерберга написал композитор Клифф Мартинез.

16. Монтаж

Монтаж фильма Тарковского выполняли Людмила Фейгинова (также работала над "Ивановым детством", "Андреем Рублевым" и "Зеркалом") и Нина Маркус.

Фильм Стивена Содерберга монтировал кто бы вы думали… Ну конечно же, сам Стивен Содерберг. На этот раз он скрылся в титрах под псевдонимом Мэри Энн Бернард (что бы это значило…)

17. Номинации и награды

Фильм Тарковского был выпущен на экран 20 марта 1972 года и сейчас же представлен на Каннский фестиваль, где был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь", но получил "только" Гран-при жюри и специальный приз кинокритиков (FIPRESCI Prize).

Фильм Содерберга собрал значительно больше номинаций: три номинации на премию "Сатурн 2003", учрежденную киноакадемией научной фантастики, фэнтэзи и ужасов (лучший актер (Клуни), лучшая актриса (Макэлон) и лучший научно-фантастический фильм); номинацию на "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля 2003 (лучший режиссер), номинацию на премию Black Reel 2003 (присуждается чернокожим актерам) за лучшую женскую роль второго плана Виолы Дэвис; номинацию на премию "Золотой спутник 2003" (актер в драматической роли второго плана - Джереми Дэвис); наконец, Наташа Макэлхон была номинирована как лучшая актриса на премию IFTA 2003 (Irish Film and Television Awards, главная кинонаграда Ирландии). Однако фильм получил только одну награду - "Золотой спутник 2003" за лучший звук - отдан Ларри Блейку.

18. "Солярис" и "Космическая одиссея"

"Солярис" Тарковского традиционно принято сравнивать с "Космической одиссеей" Кубрика, а точнее, не сравнивать, искать различия. Тарковский видел "Одиссею" на Московском кинофестиваля 1969 и считал, что основная мысль погребена под тоннами технологических примочек. В Каннах он страшно злился на журналистов, которые задавали ему один и тот же вопрос: полемизируете ли вы с Кубриком. Однако без полемики (см. пункт 14) не обошлось.

Содерберг, при своей великой скромности, говорит о фильме 2002 года (который всеми признается как римейк Тарковского): "Это смесь "Космической одиссеи" и "Последнего танго в Париже". Увы, иногда смесь получается значительно хуже исходных ингредиентов

19. Так какой же фильм лучше?

Решаете исключительно вы.




Работы по теме:
  страницы: 1

 Статьи и обзоры
15.12.2009
БИОПАНК

Биопанк – это особый раздел фантастической литературы и кинематогрофа, тематика которого очень популярна сегодня. читать »


07.12.2009
ФАНТАСТИЧЕСКИЙ СКАЗОЧНИК

Игорь Всеволодович Можейко, московский писатель-фантаст, родился 18 октября 1934 года. Доктор исторических наук Института Востоковедения публиковал свои фантастические рассказы под именем Кирилла Булычева читать »



 Портал фэнтези
Цитадель Олмера - крупнейший фэнтези-портал


 Событие

Продлён прием работ на конкурс фантастических произведений Аэлита-2009!

Последний срок приёма произведений - 1 ноября 2009 года!!!

 

 Книжная полка

Рэй Брэдбери: Из праха восставшие
Роман, писавшийся более полувека - с 1945 года до 2000-го - от одной символической даты до другой.
Роман, развившийся из рассказов "Апрельское колдовство", "Дядюшка Эйнар" и "Странница", на которых выросло не одно поколение советских, а потом и российских читателей. Роман, у истоков которого стоял знаменитый художник Чарли Аддамс - творец "Семейки Аддамсов".
И семейка Эллиотов, герои "Из праха восставших", ничуть не уступает Аддамсам. В предлагаемой вашему вниманию семейной хронике переплетаются истории графа Дракулы и египетской мумии, мыши, прошедшей полмира, и призрака "Восточного экспресса", четырех развоплощенных кузенов и Фивейского голоса…

Новости | Статьи | Книжная полка | Галереи | Проза | Кино | Форум |
Copyright © 2002—2010 Марсианские хроники. Все права защищены.
Вопросы, замечания, предложения направляйте на .