Mars-X :: Sci-Fi портал : Все о научной фантастике
.: Добро пожаловать на Марсианские хроники - Сайт о научной фантастике!
Научная фантастика   
.: Навигация

  ¤ Новости проекта
  ¤ Архив новостей

  ¤ Книжная полка
  ¤ Обзоры и статьи
  ¤ КиноСектор new
  ¤ Галереи и фото
  ¤ Раздел прозы
  ¤ Лит. конкурсы new
  ¤ SF&F рассылки

  ¤ Форумы Mars-X
  ¤ Гостевая книга
  ¤ Обратная связь
  ¤ Каталог ссылок
  ¤ Поиск по сайту
  ¤ IRC
  ¤ Чат  

  ¤ О сайте  
  ¤ Ссылки  

.: Статьи

  ¤ Общие
  ¤ Неизведанное
  ¤ Вселенная
  ¤ Интервью
  ¤ Рецензии
  ¤ Отчеты

.: Зал Славы

  ¤ Аэлита
  ¤ Хьюго

.: Поиск

.: Реклама

Чат Фантастическая Вселенная

Фензин - сайт о фантастике и фэнтези

Каталог ресурсов по фэнтези и фантастике

.: Fahrenheit 451

Fahrenheit 451

Автор: Mariner (glamour@mars-x.ru)
Дата публикации: 14/11/2003
Категория: Золотой фонд
Версия для печати

 

Оскар Вернер в роли Монтега (кадр из фильма) Научная фантастика – одно из самых ранних направлений в киноискусстве, и она широко представлена в творчестве самых разных кинематографистов. Франсуа Трюффо – кинокритик и режиссер, один из самых ярких представителей французской Новой Волны, не исключение. Он – автор экранизации одного из самых знаменитых произведений Рея Брэдбери, романа «451 градус по Фаренгейту».

“С девяти лет и до подросткового возраста я проводил по крайней мере два дня в неделю в городской библиотеке в Уокигане (штат Иллинойс). А летними месяцами вряд ли был день, когда меня нельзя было найти там, прячущимся за полками, вдыхающим запах книг, словно заморских специй, пьянеющим от них еще до чтения. Позже, молодым писателем, я обнаружил, что лучший способ вдохновиться – это пойти в библиотеку Лос-Анджелеса и бродить по ней, вытаскивая книги с полок, читать – строчку здесь, абзац там, выхватывая, пожирая, двигаться дальше и затем внезапно писать на первом попавшемся кусочке бумаги… Среди записок о моей жизни я обнаружил множество страниц с описанием красных машин и пожарных, грохочущих ботинками. И я вспоминаю одну ночь, когда я услышал пронзительный крик из комнаты в доме моей бабушки, я прибежал в ту комнату, распахнул дверь, чтобы заглянуть вовнутрь, и закричал сам. Потому что там карабкался по стене светящийся монстр. Он рос у меня на глазах. Он издавал мощный рев, словно из адской печи, питаясь обоями и пожирая потолок, и казался фантастически живым. Это был, конечно, огонь. Но он казался ослепительным зверем, и я никогда не забуду его и то, как он заворожил меня, прежде чем мы убежали, чтобы наполнить ведро и убить его. Наверное, эти воспоминания – о тысячах ночей в дружелюбной, теплой, огромной темноте, с зеленым светом ламп, в библиотеках, и пожарных станциях, и злобном огне, посетившем наш дом, послужили тому, чтобы "451 градус по Фаренгейту" вырос из записок в абзацы, из абзацев в повесть”.

Пожарный за работой (кадр из фильма)

Так писал Рэй Брэдбери в предисловии к одному из изданий книги (Привет Павлу Губареву!). Экранизация Трюффо появилась на свет через тринадцать лет после выхода романа – в 1966. Что же заставило режиссера тогда, в середине оптимистической декады шестидесятых, обратиться к мрачной антиутопии?

Чтение запрещено как занятие, делающее людей несчастливыми, и карается государственным законом. Изобретены несгораемые строительные материалы, и пожарные получили новую функцию: вместо доблестной борьбы с огнем они превратились в жестоких последователей инквизиции - сурово преследуют оставшуюся горстку чтецов-нелегалов и жгут: в понедельник – Шекспира, во вторник – Миллера, в среду – Достоевского, в четверг – Мольера и Сервантеса.... Специальные отряды патрулируют улицы и обривают головы тех, кто показался им подозрительно длинноволосым. Государство, неустанно пекущееся о пользе граждан, официально распространяет наркотики, употреблением которых люди скрашивают свое серое пустое существование. Пожарный Монтег не прочел за свою жизнь ни одной книги, но все же он вместе со своей бригадой безжалостно преследует книголюбов и не может понять, почему они так цепляются за ворох старой бумаги. По дороге с работы домой пропахший газолином Монтег случайно знакомится с молодой учительницей Кларисс. Попутчица задает пожарному вопросы, которые заставляют его задуматься: "Счастлив ли он?" и "Зачем он сжигает книги?". Дома Монтега ждет молодая и красивая жена Линда, которая внешне похожа на Кларисс, но живет жизнью зомби и не интересуется ничем, кроме телевизионного интерактивного театра, бессмысленные спектакли которого не способны вызвать ни одной эмоции, кроме отвращения. Несколько дней спустя Монтег становится свидетелем того, как пожилая женщина сгорает заживо вместе со своими книгами, не желая расставаться с ними. Пораженный ее поступком, Монтег уносит с собой одну из книг, «Жизнь Дэвида Копперфильда», и, тайком прочтя ее, изменяется, становясь поклонником чтения. Узнав про это, жена доносит на него, и Монтег, оказавшийся вне закона, вынужден бежать вместе с Кларисс в поисках лучшего будущего.

 Капитан пожарной команды в исполнении Сирила Кьюсака (кадр из фильма)

Сюжет фильма Франсуа Трюффо, разумеется, немого отличается от того, что был в книге Брэдбери. Так, например, в фильме почти никак не упоминается об идущей войне (в романе это имело место). И, тем не менее, фильму великолепно удается передать страхи своего времени, когда еще не была забыта Вторая Мировая и шла Холодная война, когда люди все больше увлекались наркотикам, когда людей пугали советским тоталитаризмом, а массовая культура постепенно развивала свои худшие черты.

«451 градус по Фаренгейту» - исключительное произведение в карьере Трюффо. Во первых, это его первый цветной фильм, во-вторых, единственный англоязычный, самый политически настроенный, ну и, разумеется, единственный научно-фантастический фильм.

Для открывающих титров режиссер придумал эффектный прием: они не пишутся на экране, а произносятся вслух за кадром. В фильме нет ни единого печатного слова: даже газеты состоят из одних картинок. “В фильме все время жгут книги – книги это предметы, и на экране мы видим горящие предметы. Но на переплетах книг – слова, и на экране горят слова, слова, слова. Целые костры пылающих слов. Название книги – слово – становится здесь одновременно и речевым, и изобразительным знаком,” – писал о фильме Трюффо Юрий Лотман. В кадре горят самые разные книги: журнал «Кайе дю синема» (что особенно трогательно для Трюффо как для бывшего кинокритика), «Записки Пиквикского клуба», «Еврейский вопрос» и книги Рея Брэдбери...

 Монтег и Кларисса (кадр из фильма) Для своего фильма Трюффо собрал блестящий актерский состав. Оскар Вернер, исполнивший роль пожарного Монтега, один из лучших австрийских актеров, уже играл у Трюффо в его шедевре «Жюль и Джим». Великолепная английская актриса Джули Кристи исполнила одну из самых запоминающихся ролей в истории кино: бунтарку Клариссу и утомленную жизнью Линду. Еще один выдающийся актер, Сирил Кьюсак, блестяще сыграл Капитана пожарной команды, злого и жестокого, но в то же время умного и умеющего убеждать.

Трюффо не стал следовать обычному в научно-фантастическом кинематографе подходу к изображению мира будущего как технически развитого и полностью механизированного; его будущее очень напоминает жизнь шестидесятых годов. Для создания гнетущей атмосферы (а главным кинематографическим кумиром для Трюффо был Альфред Хичкок) режиссер выбрал для фильма унылую, серую гамму и умело использовал цветовые акценты: красные полосы на шлемах пожарных, пунцовые машины, ярко пылающее пламя... Автор замечательной музыки к фильму - Бернард Херман, традиционный композитор фильмов Хичкока.

 Кадр из фильма Фильм получил прохладные отзывы кинокритиков, но с годами становится ясно, что его ценность только возрастает. Франсуа Трюффо, большой любитель книг и одержимый синефил, словно угадал по наитию, что последние читатели - это как отверженные, чудаки и блаженные, люди не от мира сего, удалившиеся куда-то прочь от цивилизации, где властвует экран телевизора. Им на смену идут зрители - зомби, которые, не выходя из дома, с утра до вечера поглощают изображение 25 кадров в секунду. И все же, финал фильма у Трюффо светел и оптимистичен – что особенно ценно для антиутопии.

С момента выхода на экраны фильма Трюффо прошло уже почти полвека. И вот в последнее время появились слухи о возможности новой экранизации романа Брэдбери. Изначально проект делался для Мэла Гибсона, который должен был сыграть главную роль и выступить в качестве режиссера. Однако Гибсон так и не сумел выделить время на режиссуру, да и со сценарием были проблемы: сам Рэй Брэдбери высказался резко против той версии, которую ему показали. В результате проект застопорился. Сейчас планируется, что режиссером фильма станет Фрэнк Дарабонт (уже снявший фильмы «Зеленая миля» и «Побег из Шоушенка»). Он же должен будет переработать сценарий фильма. Съемки должны начаться в 2004 году, а выход фильма на экраны запланирован в 2005. Тогда и посмотрим, удастся ли американцам экранизировать роман своего соотечественника лучше, чем это сделал знаменитый француз.

 Кадр из фильма

Общие данные:

Жанр: научная фантастика, драма.

Страна: Великобритания

Год выпуска: 1966

Язык: английский

Общее время: 112 минут

Режиссер – Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/

Сценарий – Франсуа Трюффо /Francois Truffaut/, Жан-Луи Ришар /Jean-Louis Richard/, Дэвид Радкин, Хелен Скотт

Оператор - Николас Роуг /Nicolas Roeg/

Продюсер - Льюис Аллен /Lewis Allen/

Монтажер Том Ноубл /Thom Noble/

Композитор Бернард Херманн /Bernard Hermann/

Художник Тони Уолтон /Tony Walton/, Сид Кэйн /Syd Cain/

Костюмы Тони Уолтон /Tony Walton/

В ролях: Джули Кристи /Julie Christie/, Оскар Вернер /Oskar Werner/, Сирил Кьюсак /Cyril Cusack/, Энтон Диффринг /Anton Diffring/, Джереми Спенсер /Jeremy Spenser/, Би Дюффелл, Джиллиэн Льюис, Энн Белл, Кэролайн Хант /Caroline Hunt/, Алекс Скотт /Alex Scott/, Марк Лестер /Mark Lester/

Номинации: лучший актер (Оскар Вернер), лучший фильм (на Венецианском фестивале 1966)



Работы по теме:
  страницы: 1



.: Fantasy портал

Цитадель Олмера
крупнейший фэнтези-портал ruNet'а



.: Sci-Fi портал

 ¤ Рэй Брэдбери
 ¤ Алексей Калугин
 ¤ Стивен Кинг
 ¤ SF-Perm
 ¤ Пути Арракиса
 ¤ Атлантида

.: Писатели

 ¤ Рэй Брэдбери
 ¤ Станислав Лем
 ¤ Стивен Кинг

 ¤ Алексей Калугин

.: Рассылка

 Рассылает Subscribe
   
 Рассылает Content    
.: Опрос
.: Партнерство

 ¤ Партнерство
 ¤ Вакансии
 ¤ Баннерообмен

Copyright © 2002-2004 Марсианские хроники. Все права защищены.

Rambler's Top100