«Койянискаци»
Автор: Маринер ()
Дата публикации: 06/03/2004
Категория: Золотой фонд
Версия для печати
Есть фильмы странные, необычные, такие, что их сложно отнести к какому-либо жанру, но именно они, случается, навсегда изменяют наши представления о кинематографе.
«Койянискаци» - один из них.
В 1975 году Годфри Реджио, человек, проведший 14 лет в молчании и молитвах, неожиданно пришел к идее снять фильм в абсолютно новом стиле – использовать запоминающиеся образы из реальной жизни и представить их в нелинейной, невербальной форме. Должен был получиться своего рода киноконцерт, кинопоэма, документальная киноэпопея. На воплощение идеи ушло семь лет. В 1983 году на XX Нью-йоркском кинофестивале фильм со странным, труднопроизносимым названием «Койянискаци» был впервые представлен публике.
«ko.yaa.nis.katsi» - (на языке индейцев хопи) жизнь, потерявшая равновесие; жизнь в суете, неразберихе, сумасшествии.
В «Койянискаци» раскрывается тема конфликта между двумя мирами – природой и урбанистическим обществом, движущимся с фантастической скоростью по пути прогресса и развития высоких технологий. Наиболее примечательное в фильме – это даже не тема, а глобальный, космогонический подход – никогда еще в кинематографе не проявлялся столь широкий взгляд на человеческую цивилизацию. «Койянискаци» помогает словно взглянуть на планету со стороны и оценить наш образ жизни: разобщение с природой, утрата представлений об истинной красоте и подмена ее на искусственную, культура, в которой постоянно накапливаются штампы и множатся копии.
Во время производства картины Реджио предложил композитору-минималисту Филлипу Глассу написать музыку к “Койянискаци”, которая могла бы значительно повлиять на восприятие фильма. Мелодии Гласса стали неотъемлемой частью картины (а потом и всей трилогии). Сам композитор, присутствуя на монтировках, помогал органично переплетать свои фирменные синкопы и стремительные арпеджио с визуальными образами фильма. При создании «Койянискаци» специально был использован эффект ускоренного движения, заставляющий сознание воспринимать образы по-другому. В итоге было достигнуто настолько полное слияние музыки и изображения, что “Койянискаци” в некоторых справочниках числится как музыкальный фильм.
К слову, многие из художественных находок и приемов Реджио стали впоследствии использоваться создателями музыкальных клипов – таков еще один вклад “Койянискаци” в развитие современной культуры.
Фильм был тепло встречен критиками и обзавелся армией поклонников по всему миру, включая Фрэнсиса Форда Копполу, которому картина настолько понравилась, что он согласился ее представлять. В 80-х годах «Койнискаци» вместе с культовыми фильмами “Заводной апельсин” и “Голова-ластик” был лидером видеопроката американских кампусов. После премьеры фильм отправился в долгое путешествие по различным кинофестивалям, собирая награды кинокритиков и восторги публики. «Койнискаци» вошел в постоянный фонд семи международных институтов искусствоведения, среди которых Национальный регистр кинофильмов США Библиотеки Конгресса, Музей современного искусства и Британский институт киноискусств.
Еще через пять лет был готов второй фильм трилогии, «Повакаци», созданный Реджио и Глассом между 1985 и 1988 годами.
po.waq.qatsi - (на языке индейцев хопи) жизнь за счет других; жизнь в трансформации.
Для съемок этой картины Реджио отправился путешествовать по миру, на родину развивающихся наций, которые редко увидишь на экране в любом формате. В течение шести месяцев он со своей съемочной группой побывал в двенадцати странах, включая Индию, Египет, Бразилию, Перу, Кению, Непал и Нигерию. Там он заставал обычных людей за работой и во время отдыха, и пытался проследить их сложные взаимоотношения с такими новыми дополнениями к их жизни, как автомобили, магазины, высотные здания... «Повакаци» – это фильм об изменениях нашей жизни, о том, как глобальная механизация и технологизация влияют на жизнь простых людей и на национальные культуры.
Кадр из фильма Повакаци
При создании «Повакаци» использовался иной, нежели в «Койянискаци», эффект - замедленное движение, позволяющее сфокусировать внимание на чувственных особенностях живой природы.
Картина вызвала широкий резонанс критиков и даже политиков. В Европе в 1988 году фильм получил Премию Леонардо да Винчи за лучший фильм и лучший саундтрек.
С момента выхода, ленты “Койянискаци” и “Повакаци” были показаны на большом экране в 60 странах, по телевидению и на домашнем видео – в 30 странах, приглашены на 70 международных кинофестивалей. Их посмотрели 35 миллионов человек.
Наконец, в 2002 году на экраны вышел заключительный фильм трилогии, «Накойкаци».
Na-qoy-qatsi - (на языке индейцев хопи) жизнь как убийство всех окражающих, война как образ жизни.
В «Накойкаци» (бюджет которого достиг уже довольно значительной цифры – 3 миллиона долларов) Реджио исследует новую визуальную территорию – образы, подвергнутые цифровой и компьютерной обработке; такую технику он назвал «ре-анимацией». В отличие от предыдущих фильмов, в «Накойкаци» мало натурных съемок, вместо этого режиссер использует метод, обозначенный им “образ как место действия”: бесчисленное множество (3,5 терабайта) картинок, перекрашенных и пересвеченных на компьютере, сменяют друг друга на экране под музыку Гласса. Фильм погружает зрителя в виртуальное пространство мира высоких технологий, которые проникли во все сферы жизни, от культуры до религии, и стали неотъемлемой частью нашего существования, вытесняя собой естественное и природное – потому-то в названии фильма идет речь о войне.
Однако, по всеобщему мнению, фильм получился значительно слабее двух предыдущих: визуальная сила образов и великолепная музыка не смогли скрыть отсутствие режиссерского замысла, рыхлую композицию и невнятный финал. Но фильм наверняка найдет своих поклонников, которые не пожалеют сил на расшифровку его образов.
Впрочем, и сила и слабость всех фильмов трилогии – то, что какое-либо значение они приобретают только при взаимодействии со зрителем. Именно зрительское восприятие, вопросы, которые возникают у людей при просмотре, запомнившиеся им образы составляют главную ценность работ Реджио. Эти фильмы ничего не утверждают, не навязывают – они лишь заставляют человека чувствовать и мыслить. А это есть главная и наивысшая цель любого искусства.
Работы по теме: