«Кин-дза-дза!»

«Кин-дза-дза!»

Автор: Маринер ()
Дата публикации: 06/03/2004
Категория: Золотой фонд
Версия для печати

 

«Вначале было слово, и слово было ку!»

Идея «Кин-дза-дза» родилась в разговоре Георгия Данелия с его другом, сценаристом Резо Габриадзе. У Данелия, уже снявшего фантастическую комедию «Слезы капали», тогда появилась мысль сделать хулиганский фантастический фильм с ракетами и космосом. И вот «наговорилась» история о том, как двое землян встретили инопланетянина с машинкой перемещения и попали на чужую планету. Данелия не забыл о разговоре, и вскоре они с Габриадзе продолжили работу над сценарием, затянувшуюся на долгие месяцы.

”Я всем скажу, до чего довел планету этот фигляр ПЖ!”

Затем сценарий фильма (который позже назовут антигосударственным, антисоветским и революционным) отправился получать одобрение в Госкино и, что довольно странно, получил. Может, подсобила чиновничья лень и твердолобость, но сценарий «Кин-дза-дза» с трудом могли дочитать до половины, а чтобы еще что-то в нем понять... Министр кино Камшалов, осиливший лишь четверть, заявил режиссеру Данелия: «Если бы не твое имя, я бы эту ерунду бросил читать на первой странице!» (только выразился грубее), но разрешение на съемку дал (сказалась память о Данелия как о постановщике замечательной картины «Осенний марафон»). Министр грозился «вырезать всю антисоветчину», но получилось так, что фильм выходил уже в другое время и при другом министре.

Можно было приступать к съемкам картины. Однако здесь начались всевозможные неприятности. Данелия делал «Кин-дза-дза» два с половиной года – дольше и труднее всех остальных его фильмов. На Мосфильме в то время снимался «Борис Годунов», и костюмы к «КДД» там сшить уже не могли. Цех комбинированных съемок на студии пришел в упадок. Режиссер подключил к работе авиазавод Миля, но радиоуправляемые модели пепелацев, сделанные из стратегических материалов и стоившие уйму денег (пульты дистанционного управления к ним выписали из Японии, но так и не получили: не было нужных бумаг), отказались работать. После года простоя Данелия обратился к начальству с просьбой закрыть картину. Страшно подумать: «Кин-дза-дза» могло и не быть!

Картину закрывать не стали, и Данелия решил отправиться на съемки в пустыню с тем, что было (снимали фильм, представьте себе, и на самом деле в Каракумах). Но случилась очередная неприятность: макеты летательных аппаратов вместо пустыни отправили во Владивосток, и они потерялись в пути. Найти их железнодорожники не могли, поскольку запись в накладной «груз пепелацы» была для них совершенно неясной. К поискам подключили КГБ, и пепелацы нашлись только через полтора месяца. В итоге съемочная группа попала в Каракумы не весной, как планировала, а летом, в период дикой жары. Съемки проходили тяжело: исполнителям главных ролей, игравшим в лучших театрах (Станислав Любшин из МХАТа, Евгений Леонов из Ленкома, Юрий Яковлев из театра Вахтангова) приходилось без конца летать из одного конца страны в другой. При этом Данелия, раздавши перед съемками актерам тексты ролей, мог за ночь переписать их, и в результате получалось иногда совершенно противоположное тому, что было. Так что актерам, разумеется, приходилось нелегко.

Чатланин Уэф

Отправлялись на съемки в шесть часов утра, чтобы успеть до жары (которая доходила до 80-90 градусов, по утрам – «всего лишь» 30), а в период с двенадцати до двух на съемочной площадке начинались ссоры и препирательства. Позднее выяснилось, что в этот период нельзя работать, так как в пустыне возникает вредное электромагнитное излучение, и режиссер перенес на это время обеденный перерыв.

Декорации горели, реквизит застревал в пути из-за занесенных песком дорог. Но режиссер изящно находил выход из положения: поблизости от места съемок располагались военный аэродром и свалки нефтяников, поэтому в ход шел весь найденный хлам: ржавые детали от нефтяных вышек, сопла самолетов, разобранные на части летные скафандры... Костюмы персонажей специально разрывали, пачкали, подпаливали, окрашивали чернилами, обшивали тряпками, обвешивали пружинками и болтами, чтобы добиться нужного режиссеру вида.

Повозку-«тачанку» плюканской певицы передвигали с помощью банальной веревки, а пепелац просто перевозили на тракторе (чтобы в кадре не было видно следов от гусениц, пепелац ставили перед камерой, и он все закрывал).

А на таких пепелацах летают эцилоппы

Кроме пустыни, съемки проходили в совершенно «заповедных» местах: на колосниках павильона, под вращающейся сценой Театра Армии.

Для того чтобы в кадре получилось жесткое изображение, без теней и оттенков (режиссеру не нужны были полутона), выделенную для картины пленку «Кодак» отдали другой съемочной группе, а сами использовали низкокачественную отечественную пленку ДС (дневного света). Данелия с композитором Гией Канчели специально добивались противного звука в фонограмме фильма – такого, чтобы действовал на нервы и пробуждал чувство отвращения. (И просто удивительно, как при всех этих стараниях сделать «чем хуже, тем лучше» получился столь дивный результат.)

«Чатлано-пацакский» язык создавался довольно просто – нечто вроде смеси грузинского и советского. «Пацак» - смесь слов кацап и пацан, «эцилопп» - перевернутое английское слово «police», «пепелац» - от грузинского «пепел» - бабочка. «КЦ» - тоже из серии «прочти наоборот»: если в жизни плюкан главными были спички, то в жизни граждан Советского Союза на главенство претендовал ЦК компартии. А со словом «ку» чуть было не вышли неприятности: Данелия уже монтировал фильм, когда ему принесли газету «Правда» с указом о назначении нового генсека: «жирным шрифтом: "К. У. Черненко". И по всей газете: "КУ Черненко... КУ Черненко..." Что делать? Надо срочно менять!». Но Черненко умер, и к власти пришел Горбачев. Развернулась антиалкогольная кампания. И снова понадобились срочные перемены: в первом варианте сценария Гедеван вез не уксус, а чачу. А за чачу по тем временам давали пять лет... Вылетали целые эпизоды: первоначально земляне с плюканами попали на Альфу вместо Земли потому, что перепились и "слегка" промахнулись.

Видео-ПЖ со своим пацаком

Фильм все же вышел на экраны. И провалился. Возмущенные зрители писали режиссеру письма с вопросами типа «куда идут народные деньги» и «зачем снимать такую ерунду». Фильм поначалу не понравился даже исполнителям главных ролей. Но среди массы недовольных мнений попадались и восхищенные отзывы: режиссеру особенно запомнилось письмо от учеников четвертого класса. Но и академик Лихачев отозвался о «Кин-дза-дза» как о блестящей работе. А число поклонников фильма росло и росло, и продолжает расти... Причем особую любовь к этому фильму испытывают почему-то дети.

Между тем ведутся споры: насколько этот фильм является фантастическим? С одной стороны, с научной точки зрения многое из показанного в нем считается научно невозможным: мгновенное перемещение в пространстве и времени, космические полеты явно негерметичного пепелаца, превращение плюкан (точнее, хануитян) в кактусы... С другой стороны, многое из увиденного в фильме сбывается: малиновые штаны трансформировались в анекдотические малиновые пиджаки; планета медленно, но верно превращается в пустыню; российская техника проржавели до степени плюканского пепелаца; происходит разделение общества на «чатлан» и «пацаков», а русский язык медленно, но верное деградирует да набора «ку» и «кю». Но несомненно, что «Кин-дза-дза» будут любить даже в самом далеком будущем.

” Эцелоп! - Цак одень, быстро... ”

Общие данные:

Жанр: фантастическая трагикомедия

Страна: СССР

Год выпуска: 1986

Награды фильма: Спец. приз жюри "За изобразительную концепцию" на МКФ в Рио-де-Жанейро-87. Призы "Ника-87" композитору Г.Канчели и звукорежиссеру Е. Поповой.

Язык: русский

Общее время: 135 минут

Режиссер - ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

Сценарий – РЕВАЗ ГАБРИАДЗЕ, ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

Оператор-постановщик - ПАВЕЛ ЛЕБЕДЕВ

В ролях:

Владимир Алексеевич Машко – СТАНИСЛАВ ЛЮБШИН

Гедеван Александрович Алексидзе – ЛЕВАН ГАБРИАДЗЕ

Пацак Би – ЮРИЙ ЯКОВЛЕВ

Пацак Би

Чатланин Уэф – ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ

Тачаночница - ИРИНА ШМЕЛЕВА

Абрадокс - ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ

Деконт – ОЛЬГА МАШНАЯ

А также:

ЛЕВ ПЕРФИЛОВ, АНАТОЛИЙ СЕРЕНКО, А. ДОРОХИНА, О. ИВАНОВА, Т. НОВИЦКАЯ, Т. ПЕРФИЛЬЕВА, Л. СОЛОДЕНКО, Г. ЮРКОВА, И. БОГОЛЮБОВ, В. БУКИН, Ю. ВОРОНКОВ, Н. ГАРО, В. ГОЛУБЕНКО, Г. ИВАНОВ, И. КАН, А. ЛИТОВКИН, О. МАТВЕЕВ, В. МАХМУТОВ, В. МАРЕНКОВ, А. МАРТЫНОВ, В. ФЕДОРОВ, В. ФРОЛОВ, Р. ХОБУА, Х. ШВЕЙЦ, И. ЯЛОВИЧ

Художники-постановщики - АЛЕКСАНДР САМУЛЕКИН, ТЕОДОР ТЭЖИК

Композитор - ГИЯ КАНЧЕЛИ

Звукооператор - ЕКАТЕРИНА ПОПОВА

Продюсеры - Л. БИЦ, К. ГЕВОРКЯН

Оператор - Ю. ЯКОВЛЕВ

Художники по костюмам - С. КАХИШВИЛИ Т. ПРОШИНА

Монтажеры - Т. ЕГОРЫЧЕВА, Н. ДОБРУНОВА

Комбинированные съемки: оператор - А. ДВИГУБСКИЙ, художник П. ХУРУМОВ

”Гадюшник на колесиках”

Инженеры-дизайнеры - В. СОЛОМЫКОВ, А. БАТЫНКОВ, В. ДАНИЛЮК, С. ВАРШАВСКИЙ, В. КОЛЕЙЧУК, В. ЧИБИСОВ

Художник-декоратор - А. БЕССОЛЬЦЫН

Художник-фотограф - Е. КОЧЕТКОВ

Мастер по свету - Г. ИВАНОВ

Ассистенты режиссера - Е. РЕМИЗОВА, С. ХАХАМ

Ассистенты оператора - Ю. КОБЗЕВ, А. ШИРОКОВ

Административная группа - Э. БЕЛОУСОВ, Г. ДАВЫДОВ, С. СЕНДЫХ, А. ПРИТЧИН

Редактор Л. ГОРИНА

Музыкальный редактор - Р. ЛУКИНА

Директор картины - НИКОЛАЙ ГАРО




Работы по теме:
  страницы: 1