Зал славы. Премия Хьюго

  Премия Хьюго   Hugo Award 1953-1978 г.г.

Обладатели премии Хьюго (Hugo Award) 1953-1978 г.г.


1953:
Роман: Альфред Бестер "Человек без лица";
Новый НФ-автор: Филип Фармер.


Альфред Бестер победил на литературном любительском конкурсе, забросил юриспруденцию и целиком переключился на литературную деятельность. Опубликовав несколько десятков рассказов, он покинул НФ-сцену. Сочинял комиксы о Бэтмене и Супермене, работал на радио... Триумфальное возвращение в лоно фантастики произошло в 50 г. Вместе с Шекли Бестер играл одну из ведущих ролей в одном из самых популярных НФ-журналов "Galaxy".
Вот так-то! Через Бэтмена и Супермена - к Олимпу научной беллетристики.
Роман "Человек без лица" рассказывает нам о судьбе Бена Рича, магната, спланировавшего и осуществившего убийство своего конкурента. Начинается Большая Игра. Дуэль между Ричем и полицейским-телепатом Пауэлом. Хитроумные головоломки, дерзкие выходки, гениальные комбинации... Бестер нарисовал изумительную картину противоборства двух Разумов, олицетворяющих Преступника и Закон. Сокрушительная развязка добавляет немало плюсов в копилку и без того чрезвычайно хорошего текста. На мой взгляд, чуть смазана масляным хэппи-эндом последняя глава, но это, конечно, субъективная придирка.
Произведение достойное открывать "эру Хьюго".

Филип Хосе Фармер получил премию Хьюго-53, "как самый перспективный молодой автор" за роман "The Lovers" ("Любовники"). Главный герой романа, Хелл Ярроу, отправленный "государством-церковью" на планету разумных насекомых, с целью их уничтожения, влюбляется в некую леди Жанетту и успешно оплодотворяет ее (ох и досталось за это Фармеру от Гроссмейстера НФ, Станислава Лема, по полному числу...) Что, как потом выясняется, для нее - смертельно. Ибо не женщина она вовсе, а мимикрировавший паразит "лэйлита".
Роман поначалу оставляет тягостное впечатление, однако ж, автор постепенно "заводится" и вполне успешно закручивает тугой узел интриги. Развязка получилась достаточно интересной и оригинальной.


1954:
Премия не вручалась.

1955:
Роман: Клифтон Марк, Райли Фрэнк "Машина вечности";
Повесть: Миллер Уолтер мл. "Художник сцены";
Рассказ: Рассел Эрик Фрэнк "Абракадабра";
Специальная награда: Сэму Московицу.

Не шибко плодовитым писателем оказался Клифтон Марк, американский бизнесмен, получивший Хьюго в номинации "Роман", написанный в соавторстве с Фрэнком Райли. Окромя сего призового произведения, он создал еще одну новеллу и несколько рассказов, коих хватило лишь на один сборник. Впрочем, это лишь доказывает справедливость высказывания "редко, да метко!" Пусть все авторы пишут только шедевры, достойные литературных премий.
Роман "Машина Вечности" повествует нам о нелегкой судьбе Вечной Машины, которую чертовски боятся люди. Панический страх не дает Машине возможности раскрыть все грани своей натуры :)

С Миллером Уолтером младшим у нас будет еще время познакомиться. Чуть позже. Пока же скажем пару слов о повести "Художник сцены". В основе сюжета лежит противостояние электронного разума и человека. Конфликт искусства настоящего и искусства механического. Актер, потерявший работу из-за засилия электронных театров, бросает вызов бездушному механизму. Выходит на сцену, чтобы отыграть свою последнюю роль наравне с электронными куклами...

Рассел Эрик Френк удостоился Хьюго-55 за свой сатирический рассказ "Абракадабра". Забавное произведение, повествующее о том, к каким последствиям может привести опечатка в описи имущества звездолета.

Сэм Московиц не писал романов. Он трудился на ниве литературной критики. Мужик чертовски много сделал для развития НФ: написал книгу об истории фэндома и кучу очерков о ведущих авторах, собирал антологии... Справедливо, что ему, наряду с писателями, тоже дали подержаться за Хьюго ;)

1956:
Роман: Хайнлайн Роберт "Двойная звезда";
Повесть: Лейнстер Мюррей "Исследовательский отряд;
Рассказ: Кларк Артур "Звезда";
Новый автор: Силверберг Роберт.

Чем запомнилась Хьюго-56? Правильно, первой увезенной с конвента премией Робби Хайнлайна. Думаю, мало кто не читал романа "Двойная Звезда", который по праву считается одним из лучших послевоенных американских фантастических творений.
Для тех же, кто запамятовал, напомню, что в романе живописуется судьба актера, дублирующего некоего высокопоставленного политика...

Лейнстер Мюррей, мэтр "журнальной" фантастики, увез Хьюго за повесть "Исследовательский Отряд". Мастер английской НФ, Артур Кларк - за рассказ "Звезда", в котором поднял некоторые вопросы, касающиеся пересечения астрофизики и религии.

И, наконец, изюминка Хьюго-56 - спец. премия Роберта Сильверберга. Хо-хо! Тяжело было не разглядеть недюжинный талантище этого парня, написавшего свой первый НФ-роман в 20 лет (1955 год) и за последующие 10 годков наштамповавшего аж 20 посредственных новелл. Потом, конечно, Сильверберг "исправился" и начал писать куда как более серьезные вещи, однако ж, имя себе сделал.
Явно чувствуя откуда дует ветер, любители фантастики, решили наградить Роберта за потенциал. Не прогадали ;)

1957:
Премия вручалась только периодике.

1958:
Роман: Лейбер Фриц "Великое время";
Рассказ: Дэвидсон Аврам "Моря полные устриц".

Кто не знает Лейбера Фрица? Мастер героической фэнтези весьма успешно работал и на ниве НФ. Роман "Великое время" принадлежит циклу "Война Изменений", весьма и весьма удачному образчику абсурдистской НФ.

Аврам Дэвидсон - американский прозаик, так же, как и Лейбер, прославился на ниве фэнтези. Что, однако, не помешало ему стать автором немалого количества занятных фантастических рассказов. "Моря полные устриц" повествует нам об эволюции скрепок и велосипедов...

1959:
Роман: Блиш Джеймс "Дело совести";
Повесть: Саймак Клиффорд "Необъятный двор";
Рассказ: Блох Роберт "Поезд в ад";
Новый автор: никому не досталась ;)

Блиш Джеймс был хорошим американским сочинителем. В отличие от многих своих коллег, он умел писать. Очень хорошо писать. Что и подтвердил блестящим романом "Дело совести", который и по сей день считается классикой НФ.
Своеобразное толкование конфликта земной религии и иного разума. Попытка землянина-священника подогнать под понятные христианские догмы нормы поведения разумных рептилий. Браво, Джеймс! Заслуженная премия.

Первая Хьюго Клиффа Саймака - дань мастеру оптимистичной фантастике. Саймак всегда придерживался миролюбивой позиции в вопросе контакта с иным разумом. Человечество садится за парту, под надзором добрых инопланетных учителей.
Основная тема большинства произведений Саймака - передача и обмен знаниями. Этой же проблеме и посвящен "Необъятный двор".


Роберта Блоха в детстве патронировал... Кто бы вы думали? Сам мастер готических ужастиков, Говард Лавкрафт. А в 60-х г.г. по произведению "Психоз" Блоха был снять фильм, режиссером которого выступил сам Хичкок. Какие имена!
Рассказ "Поезд в ад" живописует нам перипетии борьбы маленького мальчика и Дьявола.

Награду "Новому автору" любители фантастики в тот год зажали. Но Брайна Олдисса провозгласили "runner-up". Несколько странно :) Победителя нет, но занявший второе место имеется. Чужая душа - потемки...

1960:
Роман: Хайнлайн Роберт "Звездная пехота";
Рассказ: Киз Дэниэл "Цветы для Элджерона";
Специальная премия: Гернсбек Хьюго как "отец журнальной научной фантастики"

Роберт Хайнлайн пополнил свою коллекцию наград еще одним Хьюго.
Лично я склонен считать "Звездную пехоту" одним из самых интересных произведений среди всех американских НФ-романов.
Кровавая война человечества и расы жуков, и на ее фоне - судьба обычного парня, волею судьбы оказавшегося в пучине событий.
Хайнлайна беспощадно критиковали за "Звездную пехоту". Причем, не только критики, но и коллеги по цеху. Гарри Гаррисон даже ответил романом-пародией "Билл, герой галактики". Обвинения в милитаризме сыпались, что из рога изобилия.
А Роберт продолжал поход за трофеями...

Дэниэл Киз написал мало. Вершиной популярности стала короткая повесть, почти рассказ, "Цветы для Элджерона", в которой читатель знакомится со слабоумным ребенком, чей интеллект был развит до высочайшей ступени с помощью специальных средств. Но эксперимент не удался, и регресс не заставил себя долго ждать.
В 66-м Киз переписал рассказ в роман, за который, в последствии, получил премию Небьюла.

Про Хьюго Гернсбека уже было немало сказано в самом начале статьи.

1961:
Роман: Миллер Уолтон мл. "Песнь по Лейбовицу";
Рассказ: Андерсон Пол "Самое долгое плавание".


Я обещал вам, что к Уолтону младшему мы еще вернемся. Исполняю обещание.
"Песнь по Лейбовицу" абсолютно заслуженно считается одним из самых ярких НФ-романов XX-го века.
Деградировавший после ядерной войны мир, в котором нет места науке и общечеловеческим ценностям. Единственными хранителями знаний остаются монахи ордена Святого Лейбовица...
Роман разбит на несколько частей, каждая из которых находится в 500-летнем интервале от предыдущей. Грандиозная эпопея, наглядно демонстрирующая процессы возрождения и краха Нового Мира.
Роман обязателен к прочтению.


Пол Андерсон окончил университет с дипломом физика. А это уже кое о чем говорит. Не так уж много было фантастов-физиков...
Рассказ "Самое долгое плавание" повествует нам о тяготах космического путешествия. Тяготах, сравнимых с оными при путешествии морском. Эх... Илья Иосифович Варшавский, ну где же Вы? ;)

1962:
Роман: Хайнлайн Роберт "Чужак в чужом краю";
Рассказ: Олдисс Брайан серия "Теплица";
Специальная премия: Так Дональд "Словарь научной фантастики и фэнтези";
Специальная премия: Лейбер Фриц и Hoffman Electric Corp.


Очередная Хьюго Хайнлайна не стала неожиданностью. После "Звездной пехоты" роман "Чужак в чужом краю" вновь вызвал массу разговоров. Завораживающий переход от стального милитаризма Военной Земли к миру свободной любви в очередной раз подтвердил неоспоримый факт: Робби Хайнлайн - один из лучших американских фантастов, для которого нет никаких барьеров и навязанных ориентиров.
Пересказывать сюжет "Чужака", как минимум, глупо. Не думаю, что найдутся любители НФ так и не решившиеся прочитать этот роман.
Классика жанра.


Серия рассказов "Теплица" Олдисса живописует нам особенности развития Земли в далеком будущем. После остановки вращения планеты чертовски изменился климат, миром завладели растения. А несчастное человечество полностью деградировало... Ай-яй-яй.

Из специальных премий отметим две. Дональду Таку, за 2-х томную библиографию НФ и фэнтези. И Лейберу Фрицу с корпорацией Хоффман Электрик, за использование НФ в рекламе.

1963:
Роман: Дик Филипп "Человек в высоком замке";
Рассказ: Вэнс Джек "Повелители драконов";
Специальная премия: Миллер Шуйлер;
Специальная премия: Азимов Айзек.

В романе американского писателя Филиппа Дика, описывается мир, в котором победу во Второй Мировой одержала фашистская Германия. Оригинальный сюжет, изумительный стиль, бесподобная яркость и насыщенность образов... Классика американской НФ.
Пожалуй, первая Хьюго за произведение в жанре альтернативной истории.

"Повелители драконов" Вэнса - это, скорее, не НФ, а одна из первых ласточек зарождающегося стиля science fantasy. Научная фэнтези. Читатель переносится на далекую планету, где генетики ухитрились вывести расу драконов...

Наконец, парочка спец. премий. Миллер Шуйлер заполучил Хьюго за рецензии в журнале "Аналог". И Азимов Айзек (о котором у нас еще будет время поговорить) за статьи в журнале "Fantasy&Science Fiction".

1964:
Роман: Саймак Клиффорд "Пересадочная станция";
Рассказ: Андерсон Пол "Нет мира с королями".

В романе Саймака "Пересадочная станция" читатель знакомится с неким американцем, которому инопланетный разум преподнес бесценный дар - бессмертие. В обмен герой должен некую станцию, пересадочный пункт внеземных существ. Проблематика, как всегда, "саймаковская". Передача и обмен знаниями, включение землян в Галактический союз.

Пол Андерсон в рассказе "Нет мира с королями" воссоздает картину пост-ядерного мира.

1965:
Роман: Лейбер Фриц "Странник";
Рассказ: Диксон Гордон "Солдат, не спрашивай".

"Странник" Лейбера - роман-катастрофа. Нечто загадочное пришло в Солнечную систему из далеких космических глубин... Сможет ли человечество отвести угрозу и остановить таинственную хреновину?.. ;)

Гордон Диксон увез Хьюго за рассказ "Солдат, не спрашивай".

1966:
Роман: Желязны Роджер "Этот бессмертный", Херберт Френк "Дюна";
Рассказ: Эллисон Харлан "Покайся, Арлекин" - приказал Часовщик";
Лучшая серия всех времен: Азимов Айзек "Основание".

О-ля-ля! Вот это Хьюго! Видимо, любители англоязычной фантастики решили, что год с таким симпатичным порядковым номером, заслуживает особого почтения.
В номинации "роман" у нас аж два победителя! И оба - весьма и весьма достойны.
И Желязны и Херберт в далеком 66-м получили свои дебютные статуэтки, открывая, фактически новый период в истории фантастики.


В романе "Этот Бессмертный" Желязны читатель знакомиться с пост-ядерной Землей, которую старательные инопланетяне пытаются превратить в центр звездного туризма. Несмотря на простоту и очевидность фабулы, произведение имеет очень глубокий философский и морально-этический наполнитель.

Грандиозную и потрясающую по масштабу картину создает в своем романе "Дюна" американский писатель Фрэнк Херберт. Пересказывать содержание - глупо. Ибо не думаю, что найдется хотя бы один человек, относящий себя к любителям НФ, не читавший этого эпохального произведения. Именно это произведение чаще всего возглавляет всевозможные топы и рейтинги фантастических произведений XX-го века.

Но любители фантастики в памятном 66-м на этом не остановились. Решив окончательно запутать ситуацию, они вручили приз "За лучшую научно-фантастическую серию всех времен". Радуйтесь, соотечественники, наконец-то мы можем разделить, хотя бы косвенно, радость лауреата. Айзек Азимов родился в России, в Смоленской Губернии. Дело было в далеком 1920-м... А уже в не менее далеком 1928-м он принял американское гражданство. Вот так страшные события первой четверти XX-го века лишили страну одного из самых талантливых фантастов. Увы. Азимов трудился лишь на ниве англоязычной фантастики... Кстати, мистер Айзек защитил диссертацию по биохимии. Имел ученую степень. Профессор Азимов преподавал в Бостонском университете... Вот так-то. Трилогия "Основание", пожалуй, действительно сильнейшее из сериальных НФ-произведений. Тем, кто еще не ознакомился с трилогией, советую немедленно приступить к прочтению. Тем, кто уже читал - перечитать. Ибо произведение, специально ради которого в рамках Хьюго была открыта специальная полноценная номинация, уже достойно неоднократного прочтения. Особенно, если это легендарная трилогия профессора Азимова "Основание"!..

Наконец, первая Хьюго Эллисона Харлана, американского писателя и сценариста, за рассказ "Покайся, Арлекин" - приказал Часовщик". Годом ранее произведение было удостоено премии Небьюла. Автор мастерски создает картину мира тотального порядка и разума, функционирующего, что хорошо отлаженные часы. Рассказ-антиутопия. Про Эллисона в рамках этого обзора мы еще прочитаем. И немало. Настоящий мастер короткого рассказа, получивший такое количество разнообразных премий, что из них можно выложить целую пирамиду...

1967:
Роман: Хайнлайн Роберт "Луна - суровая хозяйка";
Короткая повесть: Вэнс Джек "Последний замок";
Рассказ: Нивен Ларри "Нейтронная звезда";
Номинация "Fan Writer": Алексей Паншин.

Очередная Хьюго Хайнлайна уже даже не удивляет. Роберт - эдакий автомат для получения премий. Даже такие квазиполитические фантастические истории, как "Луна - суровая хозяйка" получались у него чрезвычайно интересными и увлекательными.

Джек Вэнс опять взял бастионы Хьюго повестью в жанре science fantasy.

Представитель "жесткой" НФ, Ларри Нивен, увез Хьюго за рассказ "Нейтронная звезда", в котором познакомил читателей с некоторыми астрофизическими явлениями.

А Алексей Паншин, американский писатель с русскими корнями, получил премию за публикации в фэнзинах.

1968:
Роман: Желязны Роджер "Князь света";
Повесть: Фармер Филипп "Пассажиры с пурпурной карточкой", Маккэфри Энн "Поиск Вейра";
Короткая повесть: Лейбер Фриц "Побросаю-ка я кости";
Рассказ: Эллисон Харлан "У меня нет рта, но я должен кричать";
Специальная премия: Эллисон Харлан "Опасные видения" (антология);
Номинация "Fan Writer": Тэд Уайт.

О-о-о... Эта Хьюго весьма и весьма примечательна одним фактом. Каким? Чуть позднее.

Роджер Желязны получил премию за роман "Князь света", в котором описываются события, происходящие на далекой планете, где земляне усердно строят из себя богов, вводя в заблуждение несчастных аборигенов.

Крупный эксперт по, пардон, оплодотворению внеземных насекомых, Филипп Фармер, как всегда, оказался впереди планеты всей. И утащил Хьюго за повесть-паззл "Пассажиры с пурпурной карточкой". Видимо, любители фантастики постеснялись признаться в своей недогадливости. ;)

И вот! Вот! Ликуйте феминистки, рыдайте женоненавистники. На Хьюго прорвалась первая женщина. Первая не в смысле, что Ева, а первая фантастка-лауреатка. Повесть "Поиск Вейра" позволила г-же Маккэфри заполучить вожделенную премию, обскакав добрую толпу писателей-мужчин. Вот так-то. Кстати, если мне не изменяет память, в этот же год Энн заполучила еще и премию Небьюла, правда за другой рассказ. Плодовитая фантастка.

Фриц Лейбер весьма удачно бросил кости и заполучил Хьюго в номинации "Короткая повесть". За очень симпатичное повествование об игре в кубики со Смертью.

Эллисон Харлан увез с конвента аж две премии. Одну за рассказ "У меня нет рта, но я должен кричать". Великолепную работу, живописующую все ужасы ядерной войны. Вторую, специальную премию, - за антологию "Опасные видения", в которой Эллисон собрал лучшие образчики фантастики НВ (новой волны).

Американский писатель Тэд Уайт получил Хьюго за критические статьи в фэнзинах.

1969:
Роман: Браннер Джон "Остановка на Занзибаре";
Повесть: Силверберг Роберт "Крылья ночи";
Короткая повесть: Андерсон Пол "Поделиться плотью";
Рассказ: Эллисон Харлан "Чудовище, взывающее к любви в центре мира";
Номинация "Fan Writer": Гарри Уорнер мл.;
Специальная премия: Армстронг Нил, Олдрин Эдвин, Колинз Майкл за "лучшую посадку на Луну".

Английский фантаст Браннер Джон получил в 69-ом свою первую и единственную Хьюго за роман "Остановка на Занзибаре". Мир недалекого будущего, со всеми его особенностями, запечатлен на страницах этого произведения. Кстати, на тот момент "Остановка на Занзибаре" считался самым длинным НФ-романом. Представляете, какая махина?!
Между прочим, роман и по сей день признается "эталоном высоколитературной фантастики".

Из "хьюгоносной" повести "Крылья ночи" Роберт Сильверберг ровно через год сделает роман. Эк ему сюжет-то понравился! Как всегда, популярная тема инопланетного вторжения, мистика и все-такое.
Держи, Роберт, Хьюго.

Пол Андерсон увез Хьюго за рассказ "Поделиться плотью".

Эллисон Харлан продолжил свой победоносный марш. На этот раз умами любителей фантастики завладел его рассказ "Чудовище, взывающее к любви в центре мира".

Королем фэнзинов в тот год стал Гарри Уорнер младший.

Уффф... Заметили, с каким скепсисом я отнесся к этому Хьюго-году? Вот-вот. Аж самому неприятно. Но ничего поделать не могу. Одна из специальных премий была присуждена Нилу Армстронгу и пр. за "лучшее приземление на Луне". Действительно, кому как не им должна присуждаться литературная премия. Понимаю, герои нации и все такое, однако ж... Бог с ними, с трепыхающимися на ветру флажками и голливудскими постановками, не наше это дело. Однако ж, ИМХО, биться в показном оргазме ура-патриотического восторга суровым литераторам не пристало. Хотя... Нет, никогда не пойму я американского менталитета.

Такой красивый порядковый номер года! 69! Это ж в совокупности с фаллической статуэткой можно было... Эх! А они: "лутьфая пофадка на Люне"!

1970:
Роман: Ле Гуин Урсула "Левая рука тьмы";
Повесть: Лейбер Фриц "Корабль теней";
Рассказ: Дилэни Сэмюэль "Время, рассматриваемое как спираль из полудрагоценных камней";
Номинация "Fan Writer": Боб Такер.

Вот и посыпались, что из рога изобилия, женские Хьюго. Урсула Ле Гуин получила премию за роман "Левая рука тьмы", в котором описала инопланетный мир, замерший в "статике" из-за отсутствия к.-л. прогресса.

Хьюгоносный рассказ Лейбера "Корабль теней" живописует нам нелегкий быт алкоголика. Кстати, сам Фриц какое-то время лечился гот алкоголизма, что дает возможность некоторым критикам называть рассказ автобиографичным...

Сэмьюэль Дилэни, обладатель "толстовской" бороды и автор немалого числа эротическо-фантастических произведений, увез Хьюго за рассказ "Время, рассматриваемое как спираль из полудрагоценных камней".

Фэновскую премию заполучил Боб Такер, большой любитель фэнзинов.

1971:
Роман: Нивен Ларри "Мир - кольцо";
Повесть: Лейбер Фриц "Зло встречается в Ланкмаре";
Рассказ: Старджон Теодор "Медленная скульптура";
Номинация "Fan Writer": Ричард Геис.

Роман Нивена "Мир - кольцо" заполучил еще и премию Небьюла. Автор знакомит читателя с дивным миром, представляющим собой искусственно созданное кольцо, вокруг светила.

Хьюго Лейбера за "Зло встречается в Ланкмаре" - очередная дань уважения фэнтези. Рассказ, как и роман Нивена, удостоился также премии Небьюла, что, в общем и целом, можно считать началом экспансии героического фэнтези в рамках НФ-состязаний.
Рассказ имеет пересечения с одним из наиболее удачных фэнтези-циклов "Фафхрд и Серый Мышелов".

Большой любитель всякого рода ненормальностей, Теодор Старджон, получил Хьюго за рассказ "Медленная скульптура". В отличие от многих других своих творений, посвященных темам разнообразных сексуальных отклонений (инцест, гомосексуализм, бисексуализм), в рассказе поднимается тема исцеления от рака. И это произведение тоже заполучила премию Небьюла.

Ричард Геис получил фэнзиновскую корону.

1972:
Роман: Фармер Филип "В свои разрушенные тела вернитесь";
Повесть: Андерсон Пол "Царица ветров и тьмы";
Рассказ: Нивен Ларри "Непостоянная Луна";
Номинация "Fan Writer": Гарри Уорнер мл.;
Специальная премия: Эллисон Харлан за составление антологий "Снова опасные видения".

Фармер опять выступил в роли большого оригинала. Роман "В свои разрушенные тела вернитесь" открыл целый цикл произведений о таинственном "Мире Реки", где были воскрешены все умершие на Земле люди.
Весьма занятное произведение.

Пол Андерсон собрал урожай из фантастических премий за повесть "Царица ветров и тьмы".

Ларри Нивен продолжил триумфальное шествие за "мешком наград". Очередную Хьюго мастер американской фантастики получил за рассказ "Непостоянная Луна", в котором живописал реакцию землян на солнечный катаклизм.

С фэнзиновскими писателями все достаточно просто. Регулярно меняя друг-друга, они по очереди увозили с конвента вожделенную Хьюго. В 72-ом году премий досталась Уорнеру младшему.

Эллисон Харлан получил Хьюго за очередной выпуск антологии научно-фантастических произведений Новой Волны.

1973:
Роман: Азимов Айзек "Сами боги";
Повесть: Ле Гуин Урсула "Слово для леса и мира одно";
Короткая повесть: Андерсон Пол "Песнь фавна";
Рассказ: Лафферти Р. А. "Плотина Евремы"; Пол Фредерик, Корнблат Сирил "Встреча";
Номинация "Fan Writer": Терри Карр.

Роман Азимова "Сами Боги" повествует нам о перемещении между мирами, осуществляемом посредством черных дыр. Произведение удостоилось не только Хьюго, но и премии Небьюла. Наверное, из-за того, что автор основную роль отвел проблеме поиска уникальных источников энергии :)
Хороший роман.

Очередное научно-фантастическое произведение госпожи Ле Гуин, "Слово для леса и мира одно", продолжило "Хайнскую серию". И принесло писательнице Хьюго в номинации "Повесть".

Очень престижно было получать за один и тот же рассказ и Хьюго и Небьюла. Пол Андерсон - большой специалист в подобных "дублях". Рассказ "Песнь фавна" в очередной раз стал тому подтверждением.

Наконец-то новое имя в списке "Хьюгоносцев"! Лафферти Р.А., американский фантаст, в литературу пришел достаточно поздно. Профессиональным писателем стал чуть ли не шестьдесят лет. Начало карьеры вроде бы вышло весьма неплохим - Хьюго в 73-м за рассказ "Плотина Евремы"... Однако ж, более награды на голову Рафаэля Алоизиуса не сыпались. Окромя, конечно, полученной в 90-м году Всемирной премии фэнтези 8) Видимо, суровая жанровая мешанина не шибко удовлетворяла тонкий вкус эстетствующих элитарных любителей фантастики. Что подтверждается тем, что даже фэнтези-премию Лафферти получил не за работу в данном жанре, но просто за "общий вклад в развитие"... Бывает же!

Еще одно Хьюго в номинации "Рассказ" досталось Фредерику Полу и Корнблат Сирилу. Произведение, опубликованное уже после смерти Корнбалта, стало первой премированной работой Фредерика, и единственной - Сирила.

Фэнзиновскую премию на этот раз увез американский писатель Терри Карр.

1974:
Роман: Кларк Артур "Свидание с Рамой";
Повесть: Типри Джеймс мл. "Девушка, которую подключили";
Короткая повесть: Эллисон Харлан "Птица смерти";
Рассказ: Ле Гуин Урсула "Те, кто покидают Омелас";
Номинация "Fan Writer": Сьюзан Вуд.

Триумфальное возвращение в лоно НФ английского писателя Артура Кларка ознаменовалось выходом грандиозного романа "Свидание с Рамой", описывающего подробности пребывания инопланетного корабля в Солнечной системе. Кроме Хьюго-74, роман получил так же премии Небьюла-73, Мемориальную премию Дж. Кэмпбелла-74, Британскую премию НФ-74.

Типри Джеймс - псевдоним американской писательницы Алисы Хастингс Брэдли Шелдон. Ярая феминистка, суровая шпионка. Пожалуй, истории жизни сей леди можно было бы посвятить отдельную книгу. Один тот факт, что она в возрасте 72 лет покончила жизнь самоубийством, предварительно застрелив мужа, весьма и весьма... Гхм... Чужая душа - потемки.
В повести "Девушка, которую подключили" буксующий торговый аппарат реанимируют посредством выброса на рынок электронных девушек.

Эллисон Харлан увез Хьюго за короткую повесть "Птица смерти", в которой рассказ кое-что об особенностях поведения демонов.

Г-жа Ле Гуин получила очередную премию за рассказ "Те, кто покидают Омелас", который, как ни странно, к Хайнскому циклу никакого отношения не имеет :)

Фэновскую награду увезла Сьюзан Вуд.

1975:
Роман: Ле Гуин Урсула "Обездоленные";
Повесть: Мартин Джордж "Песня для Лии";
Короткая повесть: Эллисон Харлан "Течение несет нас прямо на острова Лангерхэнс";
Рассказ: Нивен Ларри "Дырявый";
Номинация "Fan Writer": Ричард Геис.

Не знаю, как американские любители фантастики позволили роману "Обездоленные" г-жи Ле Гуин собрать коллекцию премий, но факт остается фактом. Роман-утопия, в котором коммунистическое общество, внимание, не есть Царство Зла, более того, в тексте произведения указано немалое количество позитивных сторон этой формации... Шок.
Роман, конечно, принадлежит "Хайнскому" циклу. :)

Первую и далеко, далеко не последнюю Хьюго получил в 75-ом году Джордж Мартин. Награды американский прозаик удостоился не зря. Ибо "Песня для Лии" - действительно хорошая и очень оригинальная повесть. Не часто доводиться читать произведения, оправдывающее жестокие странности инопланетных монстров. Не так ли?
К вашей голове еще не прилип пожиратель-паразит? Нет? Все еще впереди...

Тяжелая поступь короля фантастического рассказа, Эллисона Харлана, продолжала сотрясать остовы литературного мира. Очередной трофей писатель получил за интереснейшую работу "Течение несет нас прямо на острова Лангерхэнс".

Ларри Нивен получил Хьюго за добротный твердый научно-фантастический рассказ "Дырявый", в котором поднял одну из своих излюбленных тем: проблему черных дыр.

Королем фэнзинов стал в очередной раз Ричард Геис.

1976:
Роман: Холдеман Джо "Вечная война";
Повесть: Желязны Роджер "Палач вернулся домой";
Короткая повесть: Нивен Ларри "Пограничная полоса Солнца";
Рассказ: Лейбер Фриц "Хватай цеппелин!";
Номинация "Fan Writer": Ричард Геис;
Специальная премия: Ганн Джеймс "Другие Миры, иллюстрированная история научной фантастики".

Пацифист Джо Холдеман получил Хьюго за роман "Вечная война", который, в принципе, можно рассматривать как полярное "Звездному десанту" Хайнлайна произведение. В "Вечной войне" автор показал всё глупость и несостоятельность крупномасштабных космических войн.

В повести Роджера Желязны "Палач вернулся домой" поднимается тема противостояния кибернетического разума и человека. Произведение впоследствии было переписано в роман, получивший название "Имя мне - Легион".

Ларри Нивен взял Хьюго за короткую повесть "Пограничная полоса Солнца".

Фриц Лейбер - за рассказ "Хватай цеппелин!"

А Ричард Геис второй раз подряд увез фэнзиновскую премию.

Ганн Джеймс получил специальную премию за монографию "Другие Миры, иллюстрированная история научной фантастики".

1977:
Роман: Вильхельм Кейт "Где допоздна так сладко пели птицы";
Повесть: Робинсон Спайдер "Любым другим именем", Типри Джеймс мл. "Хьюстон, Хьюстон, как слышите?";
Короткая повесть: Азимов Айзек "Двухсотлетний человек";
Рассказ: Холдеман Джо "Трехсотлетний";
Номинация "Fan Writer": Сьюзан Вуд и Ричард Геис.

Роман американской писательницы Кейт Вильхельм повествует об обществе, возникшем на обломках разрушенного глобальной катастрофой мира.

Большой любитель переписывания титулованных повестей в романы, Робинсон Спайдер, не поступился своими принципами и в случае с произведением "Любым другим именем". Из повести, повествующей о приключениях некоего экстрасенса, пытающегося восстановить разрушенную цивилизацию, в последствии получился роман "Телемпат".

Та самая Типри Джеймс получила Хьюго за очередную феминистскую повесть.

Короткую повесть "Двухсотлетний человек" Азимов аккурат через добрых пятнадцать лет переписал вместе с Сильвербергом в роман "Позитронный человек". Любят, однако, авторы титулованных рассказов дорабатывать свои творения.

Пацифисту Холдеману, судя по всему, понравилось получать награды на Всемирных Конвентах. Что он и подтвердил, увезя в 77-ом премию за рассказ "Трехсотлетний".

Кажется, Ричард Геис монополизировал процесс получения премий в номинации "Fan Writer". В 77-ом, правда, пришлось поделиться со Сьюзан Вуд, что ситуацию не сильно изменило. :)

1978:
Роман: Пол Фредерик "Врата";
Повесть: Спайдер и Джоан Робинсон "Звездный танец";
Короткая повесть: Виндж Джоан "Янтарные глаза";
Рассказ: Эллисон Харлан "Джеффти исполнилось пять";
Номинация "Fan Writer": Ричард Геис.

Ого-го! Вот она, вторая Хьюго Фредерика Пола! Да еще какая! Роман "Врата" собрал великолепный урожай премий. Смотрите сами: Хьюго-78, Небьюла-77, Локус-78, Мемориальная премия имени Джона Кэмпбелла-78. Впечатляющий покер!
Произведение того достойно. Первый роман из цикла "Хичи", повествующего о землянах, пользующихся загадочным инопланетным порталом, который отправляет смельчаков в разнообразные временные и пространственные зоны; вышел чрезвычайно удачным.

Повесть Спайдера и Джоан Робинсон "Звездный танец" посвящена проблеме контакта с инопланетным разумом. Произведение собрало немало премий, потому, конечно же, было переписано в роман. :)

"Янтарные глаза" Джоан Виндж - типичная женская НФ. Повесть о контакте земного музыканта и инопланетной барышни.

И несокрушимы позиции Эллисона Харлана, уже в который раз увозящего Хьюго в номинации "рассказ". На этот раз король малой формы получил премию за произведение "Джеффти исполнилось пять", рассказывающего нам о судьбе мальчика, обреченного навечно оставаться пятилетним.

А по поводу Ричарда Геиса уже давно пора обратиться в антимонопольный комитет.


Продолжение следует...